12.31.2019

Про этот блог


Блог посвящен основам работы с растровым графическим редактором Adobe Photoshop.


РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ADOBE PHOTOSHOP
1.1. Основы компьютерной графики
1.2. Представление растровых изображений в памяти компьютера
1.3. Введение в графический редактор Adobe Photoshop
1.4. Простые операции с растровыми изображениями
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ РАБОТЫ В ADOBE PHOTOSHOP
2.1. Выделенные области
2.2. Слои, каналы и контуры
2.3. Работа с текстом
2.4. Создание рисунков из примитивов
2.5. Выполнение операций в графическом редакторе
2.5.1. Управление историей редактирования
2.5.2. Действия
2.6.3. Кисти
2.6. Настройка графического редактора
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ
3.1. Технологические операции и приемы работы с изображениями
3.1.1.  Рисование в Photoshop
3.1.2. Настройка, кадрирование и поворот фотографий
3.1.3. Подготовка изображения к печати и размещению на сайте
3.1.4. Создание коллажей
3.1.5. Применение контуров и масок. Монтаж изображений
3.2. Выполнение индивидуального проекта
РАЗДЕЛ 4. ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ
                    4.1. Создание календаря


Актуальность темы этого блога связана с необходимостью расширения знаний, умений и владений инструментами работы на компьютере, что является базовым элементом компьютерной грамотности для любого современного пользователя.
Для того, чтобы воспользоваться графическим оформлением документа необходим замысел его автора и наличие соответствующих цифровых изображений – рисунков, схем, фотографий, коллажей, фотомонтажей, баннеров и тому подобное.
Учитывая всеобщую "интернетизацию" и современные требования к вопросам компьютерной грамотности, такие компетенции, как умение работать с цифровой графикой, должны приобретаться в как можно более раннем возрасте в школе или на начальных курсах профессионального учебного заведения. 
Поэтому актуальным является вопрос о включении разделов, связанных с работой с цифровой графикой, в программы учебных заведений.
Цель блога: Получение пользователями необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для создания и редактирования растровых изображений и обработки цифровых фотографий на компьютере, умение рассказать и продемонстрировать базовые и ряд оригинальных приемов работы с цифровыми изображениями.
ЗадачиДля тех, кто жаждет достижения поставленной цели и приобретения указанных знаний, умений и навыков предлагается:
  1. Изучить теоретические материалы и ответить на контрольные вопросы для самопроверки степени усвоения материала. Материалы для изучения предлагаются с целью сформировать у пользователей систему понятий и представлений о цифровых изображениях, принципах работы с ними, а также принципов работы с растровым графическим редактором.
  2. Изучить интерфейс пользователя, основные инструменты, команды меню и палитры графического редактора и выработать навыки по работе с ними.
  3. Выполнить практические задания по закреплению практических навыков.
  4. Для углубленного изучения работы с растровой компьютерной графикой электронный блог содержит тематический список интернет-ссылок на полезные информационные ресурсы.
Планируемые результаты обучения
По завершении обучения пользователь должен будет знать:
  • чем отличаются растровые и векторные компьютерные изображения;
  • цветовые модели, применяемые в компьютерной графике;
  • способы внутреннего представления растровых изображений;
  • основные характеристики цифровых изображений;
  • принципы редактирования цифровых изображений;
  • особенности создания и работы с многослойными изображениями;
  • понятия и принципы использование каналов, в том числе, основных и дополнительных;
  • базовые особенности и возможности графического редактора Adobe Photoshop;
  • пользовательский интерфейс редактора;
  • назначения основных инструментов программы;
  • строение меню программы и назначение его команд;
  • фильтры, их назначение и принципы использования;
  • форматы файлов графических изображений;
  • основную терминологию в области растровой компьютерной графики;
  • особенности подготовки цифровых изображений для фотопечати, типографии, отображения на экране компьютера, размещения на сайте, в том числе, в социальных сетях.
Уметь:
  • открывать и сохранять цифровые изображения в файлах различного формата;
  • создавать цифровые изображения, кадрировать, масштабировать, отражать по горизонтали и вертикали;
  • пользоваться инструментами редактора для рисования и редактирования изображения; менять масштаб отображения изображения и осуществлять навигацию по нему;
  • создавать выделенные области изображений, удалять их, заливать, делать обводку, инвертировать, копировать и дублировать на другой слой, используя различный инструментарий редактора;
  • настраивать изображения или их фрагменты, меняя яркость, контрастность, уровни, цветовые характеристики;
  • создавать многослойные изображения, настраивать их отображения и параметры наложения, группировать, создавать, объединять и дублировать, скрывать и отображать слои и менять их порядок;
  • кадрировать, масштабировать, отражать по горизонтали и вертикали слои и фрагменты изображений, а также менять размеры холста; создавать корректирующие слои, слои-маски и работать с ними;
  • работать с текстом, налагаемым на растровое изображение, в том числе, задавать его характеристики (шрифт, размер, начертание), трансформировать (масштабировать, вращать, искажать отражать по горизонтали и вертикали);
  • настраивать выделение, в том числе, использовать различные инструментарии его создания, создавать растушевку выделенной области, раскрашивать, выделять границы, расширять и сжимать область, а также растрировать текст; правильно применять фильтры к слоям и их фрагментам;
  • осуществлять индивидуальную настройку редактора и его пользовательского интерфейса.
Владеть:
  •  инструментарием и командами меню редактора для создания и редактирования цифровых изображений;
  • технологией ретуши фотографий; технологией подготовки изображения для печати, размещению на сайте; технологией создания коллажей различного типа;
  • технологией линейного и нелинейного монтажа; технологическими приемами настройки изображения (яркости, контрастности, цветности и других характеристик);
  • приемами создания фотореалистичных изображений;
  • теоретическими знаниями и практическими умениями для преподавания материала о работе с растровой компьютерной графикой с использованием растрового графического редактора Adobe Photoshop или подобных ему редакторов, подготовки практических заданий, методических руководств и примеров.


История темы

Автор курса – Александр Васильевич Максимов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры педагогических информационных технологий и дистанционного образования Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, начальник отдела электронного обучения института непрерывного и открытого образования ОмГУ. До 2012 г. работал Алтайском государственном университете, управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи, в ряде СМИ. Имеет около 200 публикаций научной, учебной и учебно-методической направленности, в том числе, две книги.
В разные годы являлся начальником отдела компьютерных издательских систем и технологий, директором центра мультимедийных технологий, городского центра новых информационных технологий, региональных центров информатизации. Долгое время возглавлял кафедру информатики университета, преподавая, в том числе курсы, связанные с настольными издательскими системами, офисными приложениями и компьютерной графикой для программистов, математиков, культурологов, журналистов. Руководил программами дополнительного профессионального образования, преподавая, в том числе, издательские пакеты и пакеты компьютерной графики и дизайна, а также курсы, связанные с сайтостроением. Разработал технологические процессы выпуска нескольких газет в Алтайском крае. В 2001–2008 годах руководил подключением всех образовательных учреждений края к сети Интернет, созданием школьных сайтов и повышением квалификации работников сферы образования в области ИКТ.
С редактором Adobe Photoshop начал работать с 1992 года на компьютерах Macintosh фирмы Apple. Прошел практически все версии этого редактора. Лично разработал несколько технологий, связанных с его применением, в том числе, технологии печати на лавсановых пленках на лазерном принтере при цветоделении. Дело в том, что в 1990-е годы в Сибири цветоделение для полноцветной печати выполняла только Новосибирская типография «Сибирь». Процесс цветоделения для полноцветной печати был не только дорогостоящим, но и длительным, так как цветные оригинал-макеты в цифровой форме надо было на носителях везти в Новосибирск, откуда потом везти цветоделённые пленки в региональную типографии, где было дешевле изготавливать печатные формы для триадных красок. Появившиеся технологии печати лазерным принтером (некоторые его дорогие модели уже имели разрешение до 600 dpi) на лавсановых пленках подходили мало, а это могло существенно удешевить и ускорить процесс. Лавсан неодинаково деформировался при нагревании из-за нагревания. Поэтому возникали заметные несовпадения отпечатков для изготовления печатных форм разных красок. Кроме того, ввиду сильной гладкости лавсана, слой припеченного в принтере тонера все-таки осыпался, что требовало крайне аккуратной транспортировки отпечатков до типографии, а там очень бережного обращения с ними, что было почти невыполнимо. Придуманная технология в значительной степени помогла преодолеть данные проблемы. И, хотя разрешения лазерных принтеров ощутимо уступало разрешению профессионального фотовывода, информация о новой технологии быстро разошлась, и многие газеты из разных регионов Сибири, в том числе, небольшие и небогатые смогли достаточно дешево выпускать свою цветную продукцию.
Автор имеет грамоты Министерства образования и науки РФ, Администраций Алтайского края и Омской области, является заслуженным работником высшей школы, лауреатом премии Алтайского края в области науки и техники, награжден серебряной медалью группы компаний «Синтера», золотым знаком Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» Минобрнауки РФ, а также целым рядом ведомственных грамот и дипломов.

О том, как я начал заниматься Фотошопом

Так получилось, что мне довелось впервые начать работу с этой программой почти с самого начала, с первой  его версии. Алтайский госуниверситет, где я преподавал на кафедре информатики и параллельно возглавлял сектор программных средств вычислительного центра в 1990 году провел в Горном Алтае крупный международный форум и заработал $15 тыс. И вуз решил потратить эти средства на собственное издательство. 
А я в тот период участвовал в выполнении гранта Министерства высшего и среднего специального образования СССР (тогда он назывался не грантом, а научно-исследовательской темой) под названием "Создание компьютерного издательства в вузе на основе настольной издательской системы" (или что-то близкое). Головной организацией по этой тематике был Московский полиграфический институт, ныне - Московская академия печати. В рамках этой темы МПИ разрабатывал мощный программный комплекс на базе большой электронной вычислительной машины серии ЕС ЭВМ, что никак не вязалось с малым издательским комплексом, а мы сделали проект на базе недавно созданной настольной издательской системы Xerox Venture Publisher, которую создал международный консорциум под эгидой фирмы Xerox. Программа получилась настолько удачной, что получила большое распространение, была локализована в огромном числе стран. Были разработаны новые версии программ - вторая и третья. Вот на ее базе, а также на основе отечественного текстового редактора Лексикон мы и разработали нашу конфигурацию малого вузовского компьютерного издательства.
Результаты были одобрены министерством, отчет был принят, поэтому ректор загорелся идеей воплотить все это у нас в вузе, а компьютерную часть поручить мне. На заработанную валюту мы выбрали закупили компьютерную и полиграфическую часть и получили издательскую лицензию. Но так получилось, что в момент выбора компьютерной части США сняли эмбарго на поставку в СССР компьютеров фирмы Apple - марки Macintosh, которые работали на процессорах Motorola, на которых функционировала большая часть американского вооружения - ракет, самолетов, танков, кораблей. А разрядка послужила поводом снять эти санкции. И наш вуз попал в число первых советских покупателей этой системы. Компьютеры Macintosh по возможностям, производительности, эргономике и ряду других показателей существенно превосходили тогда линей ку компьютеров на базе процессора Intel - IBM и IBM-совместимые. К сожалению, освоенная нами настольная издательская система Xerox Venture Publisher на них не работала, но зато было создано столько других мощных издательских программ, которые намного превосходили ее.  Вот на этих компьютерах я и увидел впервые Photoshop первой версии. Непереведенная документация  на английском, конечно, существенно сужала наши возможности в освоении Фотошопа, но принятый, как и всегда в нашей стране, метод "тыка" существенно ускорил освоение. К тому же, производственная ситуация требовала скорейшего освоение системы.
Меня очень поразили даже те скудные для сегодняшнего дня возможности, которыми обладала первая версия программы. Ни с чем подобным на IBM нам сталкиваться не приходилось. Нужно отметить, что для компьютеров IBM Фотошоп начал производиться только с появлением Windows 3.11, когда для Macintosh была выпущена уже третья или четвертая версия Фотошопа. До того пользователи IBM даже не подозревали о существовании столь мощного графического редактора. Но именно с началом выпуска этой программы под операционной системой Windows и начинается тот самый пик популярности Фотошопа.
До Фотошопа вопрос с обработкой графики решался самыми разнообразными дорогостоящими средствами и на мощных компьютерах. Поэтому считалось, что работа с графикой, в особенности, операции, связанные с подготовкой цветной графики для полиграфии, является уделом крупнейших организаций, которые в состоянии купить необходимые для этого суперкомпютеры типа SUN Station или даже еще более мощные вычислительные комплексы. А с момента появления Фотошопа на массовом рынке куча операций с компьютерной графикой простых и сложных стала доступна огромной куче даже рядовых пользователей персональных компьютеров. Могу рискнуть предположить, что именно этот факт положил начало взлёту потребительского спроса сначала на цифровую фототехнику, а затем - на смартфоны с встроенными возможностями фотоаппаратов. Пусть косвенно, но именно Фотошоп, по моему мнению, и является одной из главных причин того огромного потребительского взлета, а следовательно, современного прогресса в этой области.


Пусть далеко не каждый пользователь знает Фотошоп и умеет выполнять в нем хотя бы простейшие операции с растровой графикой, но, скорее всего, именно он заложил в обществе интерес к этому виду деятельности, а следовательно, и соответствующий потребительский спрос, который и явился тем самым двигателем сегодняшнего технического прогресса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мои рекламные баннеры и заготовки Набор баннеров по федеральному проекту Три учебных курса по программам повышения квалификации по федеральн...