←Предыдущий раздел | К оглавлению↑ | Следующий раздел→ |
Рис. 1-5. Изображение для загрузки. Загрузите эти изображения на свой компьютер, нажав правой кнопкой мыши на каждую и выбрав в контекстном меню команду Сохранить картинку как…
Маски в Photoshop изолируют и защищают части изображения, как малярный скотч закрывают части стены, плинтусы, стекла от краски, когда красят рамы. Можно создать маску на основе выделения, тогда область, которую не выделили, находится под маской и защищена от изменений. Маска может «спрятать части изображения слоя и сделать их прозрачными или полупрозрачными. Выделенные области можно сохранять в качестве масок (ведь на их создание уходит много времени), чтобы потом снова их использовать. Маски можно использовать, когда выполняются сложных операции редактирования, к примеру, применяя к слою коррекцию цвета или фильтры.
В Adobe Photoshop можно создавать временные маски, называемые быстрыми масками (мы их уже рассматривали). Маски можно сохранять в виде редактируемых изображений в градациях серого в отдельных каналах, называемых альфа-каналами, хранящихся вместе с цветовыми каналами. В отличие от слоев, каналы не выводятся на печать. Для просмотра альфа-каналов и работы с ними используется панель Каналы.
При работе с масками следует учитывать, что черное скрывает, белое открывает, а полутона полускрывают. То есть, если пиксель маски имеет цвет 50% серого, то соответствующий пиксель замаскированного этой маской будет непрозрачен на 50%. В самом же деле, черному цвету соответствует значение 255, полностью скрывающее пиксель слоя, а белому — значение 0, при котором пиксель слоя полностью открыт и доступен для редактирования. А 50% серого означает значение 127, при котором пиксель слоя полупрозрачен.
Создание маски с режимом Быстрая маска
Откройте в редакторе Adobe Photoshop изображение мужчины. Нажмите< Ctrl>+J (команда Копировать на новый слой меню Слои – Новый), чтобы создать слой для работы и сохранить оригинальный слой изображения. Скройте фоновый слой и сделайте текущим копию. Выберите инструмент Быстрое выделение () с параметрами, как показано на иллюстрации ниже, и выделите им изображение мужчины.
Рис. 6. Параметры инструмента Быстрое выделение, установленное в настроечной панели, находящейся под меню
Программа создаст маску, скрывающую (делающую прозрачными) невыделенные части изображения и показывающая выделенные.
Рис. 8. Создана маска для невыделенной части изображения. Серый узор из шашечек показывает, что данная область изображения прозрачна
Голова мужчины в районе волос имеет слишком жесткие края. Маска оказалась довольно хорошей, но инструмент Быстрое выделение не позволил точно обрисовать волосы. Кроме того, края маски грубоваты на контурах лица и рубашки. Смягчим маску, а затем детализируем ее края вокруг волос.
Для этого выполним команду меню Окно – Свойства, чтобы открыть панель Свойства. На панели Слои выделим слой «Слой 1». На панели Свойства кликнем мышью по кнопке Край маски. Откроется диалоговое окно Уточнить маску. В элементе управления Вид диалогового окна Уточнить маску кликнем мышью по треугольнику рядом с миниатюрой окна предварительного просмотра и в раскрывшемся списке выберем пункт На черном, чтобы отобразить маску черной, чтобы легко рассмотреть неровности края вдоль контура лица и рубашки.
В группе элементов Обнаружение края диалогового окна переместим ползунок так, чтобы края вдоль контуров лица и рубашки были стали сглаженными Оптимальные значения параметров зависят от выделенной области. Можно поварьировать ползунками Сгладить, Растушевка, Контрастность, Сместить край.
Рис. 9. Тонкое управление маской через диалоговое окно «Уточнить маску», которое вызывается в палитре Свойства
Делаем слой «Слой 0» текущим, не делая его видимым, и вставляем скопированное изображение, нажав <Ctrl>+V.
Остается только инструментом Перемещение подвинуть вставленный слой и отмасштабировать его так, как надо (масштабирование – клавиша <Ctrl>+T).
Рис. 12. Готовое изображение
Плюс в использования масок состоит в том, что можно создать и/или нарисовать маску любыми инструментами рисования, в том числе, применять заливки, градиенты и все, что можно использовать в рисовании. С масками можно создавать сложные эффекты, содержащие, например, плавные переходы между изображениями, как при фотомонтаже. Можно использовать одно изображение как маску для другого.
Тат как исходное изображение слоя остается прежним, можно возвращаться к нему, чтобы редактировать его само и границы видимых и невидимых (замаскированных) областей. Или вообще убрать маску.
Если же не использовать маски, то придется просто стереть ненужные (на данный момент) области, используя, например, области выделения или Ластик. Но потом их будет никак не вернуть кроме повторения всех операций «с нуля».
В Adobe Photoshop существуют следующие два основных вида масок:
- пиксельные маски или маски слоя
- векторные маски
Маски слоев
Маска слоя не может быть создана для фонового слоя. В крайнем случае, если потребуется, то нужно его преобразовать в обычный нефоновый слой. Для этого в палитре Слои нажать на миниатюру фонового слоя правой кнопкой мыши, в появившемся контекстном меню выбрать команду Слой из заднего плана… и в диалоговом окне Новый слой ввести имя слоя.
Если слою соответствует его маска, то ее миниатюра будет показана справа от миниатюры слоя в той же строке палитры Слои.
На иллюстрации выше мы видим, что между миниатюрой слой и маски слоя стоит иконка связи в виде цепочки. Ее наличие говорит о том, что слой и маска связаны, то есть при любой трансформации миниатюры (перемещении, повороте, масштабировании, деформации и так далее) точно так же трансформируется и иконка. Чтобы разорвать эту связь, нужно кликнуть по этой иконке. Тогда иконка исчезнет, а слой и маска будут трансформироваться по отдельности: если кликнуть по миниатюре слоя (на миниатюре слоя появится двойная рамка), то только слой, если по миниатюре маски (двойная рамка появится вокруг миниатюры маски) – то связь только маска. Второй клик между миниатюрами слоя и его маски восстановит их связь, и значок связи появится снова между ними.
Маску можно отключить, если кликнуть по ее миниатюре на палитре Слои правой кнопкой мыши. Появится контекстное меню, где нужно выбрать команду Выключить слой-маску.
Рис. 16. Контекстное меню появляется при нажатии на миниатюру маски. Выберите команду Выключить слой маску
Чтобы снова включить маску слоя, нужно просто однократно кликнуть по ее иконке левой кнопкой мыши.
Слой-маску можно создать и для группы слоев. В этом случае она будет действовать на все элементы группы, в том числе, на вложенные группы. Действие слой-маски на группу такое, как если бы мы слили все элементы группы в один слой.
Редактирование масок
Откройте в Adobe Photoshop зимнюю фотографию и, одновременно, фотографию села с облаками. Выделите всю область фотографии фото с облаками, нажав <Ctrl>+A, затем скопируйте выделение в системный буфер, нажав <Ctrl>+C, после этого перейдите к зимнему фото (через меню Окно или нажимая <Ctrl>+<Tab>) и вставьте скопированное туда? нажав <Ctrl>+V. В результате вставленное изображение окажется в новом слое по центру.
Инструментом Перемещение () поместите содержимое нового слоя в левый край на том же уровне (они имеют одинаковую высоту) и создайте маску, нажав на значок в нижней части палитры Слои. Маска создана, но в изображении ничего не изменилось, так как она белая, поэтому все пиксели верхнего слоя видны.
Рис. 19. К слою «Слой 1» (который, кстати, надо переименовать в слой «лето») добавилась маска-заготовка
Рис. 20, 21. Двойная рамка вокруг миниатюры маска слоя говорит, что эта маска слоя активна и доступна для редактирования (слева). Рамка вокруг миниатюра изображения слоя говорит, что доступен для редактирования сам слой (справа)
Многие инструменты и команды, в том числе фильтры, при отсутствии выделенной области действуют на все изображение, даже на замаскированные его области, несмотря на то, что они невидимы.
Итак, мы выбрали миниатюру маски слоя «лето». Перейдите на палитру Каналы, закладка которой находится рядом с палитрой Слои. Если Вы не обнаружили ее, выберите команду Каналы в меню Окно.
В палитре Каналы можно увидеть еще один канал «маска лето», который является рабочим (судя по цвету строки). Если мы нажмем на иконку глаза напротив него, сделав его видимым и на иконку глаза напротив RGB (именно, в такой последовательности потому, что минимум один из каналов должен быть виден), сделав невидимыми каналы красного, зеленого и синего слоев, то увидим изображение нашей маски в черно-белом изображении, но пока только белую.
Попытаемся в ней порисовать. В цветовой палитре выберем черный основным цветом, а белый – дополнительным. Для ускорения процесса можно просто нажать последовательно клавиши D (черно-белое рисование, но при работе с масками устанавливается белый цвет рисования и черный цвет стирания) и X (поменять основной и дополнительный цвета).
Выберите инструмент Кисть и задайте ее параметры в панели Настройка инструмента, которая появится под главным меню, параметры, как на иллюстрации ниже.
Рис. 23. Панель Настройка инструмента, появляющаяся вверху под главным меню при выборе инструмента «Кисть»
Поэтому нажмем на иконку глаза напротив RGB на палитре Каналы. Теперь черный цвет на маске отображается полупрозрачным красным.
Но, хотя сквозь красные линии просматривается изображение, в данном случае рисовать по-прежнему неудобно. Проще вернуться к начальному состоянию, когда не была видна маска, и рисовать «прозрачностью. В таком случае просто погасим иконку глаза в палитре Каналы и перейдем ко вкладке палитры Слои. Предыдущие действия будем рассматривать в качестве демонстрации маски как полутонового изображения, хранящегося в документе как дополнительный канал.
Рис. 26. В маске слоя можно рисовать, не видя ее, так как можно наблюдать за изменения прозрачности маскируемого слоя
Ластиком «затрем» то, что мы предварительно нарисовали кистью. После этого можно восстановить «бело-черное» рисование, нажав клавишу D, чтобы установить белым цвет рисования, а черным – стирания. Воспользовавшись и далее Ластиком, постепенно справа уберем видимость верхнего слоя так, как нам бы хотелось. Если случайно что-то будет скрыто лишнее, можно нажать клавишу X, чтобы поменять цвета, поправить и потом снова вернуться к стиранию черным, снова нажав клавишу X. В данном примере мы только начинаем осваивать инструментарий масок. Поэтому особой точности в выполнении операций не требуется.
Рис. 28. Простой коллаж с элементами фотомонтажа в качестве тренировки при изучении данного подраздела
Выберем теперь инструмент Градиент (), оставим «цвета «бело-черного рисования» и установим настройки этого инструмента, как на иллюстрации ниже.
Протянем теперь градиент слева направо, немного не доходя до правого края слоя лето, как показано ниже.Рис. 30. Линия в верхней части изображения показывает трассу градиента слева направо, не доходя до края слоя
Рис. 31. Благодаря градиенту, наложенному на маску слоя, мы получили плавный переход от одного изображения к другому
В качестве тренировки можно изменять направление градиента и его протяженность, наблюдая за эффектом.
При необходимости, воспользовавшись инструментами рисования, например, ластиком, кистью и карандашом, можно подправить маску, изменив прозрачность слоя в нужных местах.
Контекстное меню маски слоя
Операции управления маской слоя находятся в контекстном меню, которое можно вызвать, нажав правой кнопкой мыши на ее миниатюру в палитре Слои. Контекстное меню содержит следующие команды:
- Выключить слой-маску – выключает маску слоя до момента клика правой кнопкой мыши по миниатюре маски.
- Удалить слой-маску – удаляет маску слоя, оставляя изображение слоя полностью видимым.
- Применить слой-маску – применяет маску слоя, сделав невидимыми маскируемые пиксели изображения, и удаляет маску слоя.
- Добавить маску к выделенной области – добавляет к имеющемуся выделению то, которое мы бы получили, сделав маску слоя быстрой маской; если выделения не было, создает его из маски слоя.
- Вычесть маску из выделенной области – вычитает из имеющегося выделения то, которое мы бы получили, сделав маску слоя быстрой маской; если выделения не было, оно не появится.
- Пересечение маски с выделенной областью – строит пересечение с имеющимся выделением того, которое мы бы получили, сделав маску слоя быстрой маской. Если выделено было все изображение, новое выделение будет совпадать с тем, которое мы бы получили, сделав маску слоя быстрой маской.
- Уточнить маску… – вызывает диалоговое окно управления краями маски.
- Параметры маски… – вызывает диалоговое окно настройки параметров маски.
Поэтому рассмотрим еще несколько примеров использования слоев масок.
Пример 1. Вложенные кольца.
Командой Создать… меню Файл или нажатием сочетания клавиш <Ctrl>+N создадим исходное изображение 500х300 пикселей с белым фоном. Командой <Ctrl>+<Shift>+N создадим пустой слой с названиями «синий» и делаем его текущим. Цвет рисования делаем синим. В правой стороне изображения рисуем синее кольцо, для чего выделяем окружность и заливаем ее синим цветом. Выделяем окружность чуть меньшего диаметра и центрируем ее в синей окружности.
После этого нажатием клавиши <Delete>удаляем выделенную область слоя внутри круга, получая кольцо, как на рисунке ниже.
Теперь создадим еще одно кольцо. Чтобы не рисовать его, продублируем командой Скопировать на новый слой в меню Слои – Новый или нажав клавиатурное сочетание <Ctrl>+J.
Назовем этот слой «красный». Для этого дважды кликнем по названию слоя в палитре Слои, введем новое название и нажмем клавишу <Enter>.
Инструментом перемещения перетащим новый слой влево, но так, чтобы синее и красное кольца пересекались.
Для изменения цвета пикселей слоя «красный» воспользуемся командой Цветовой тон/Насыщенность… (меню Изображение – Коррекция), в диалоговом окне которого устанавливаем флажок Тонирование и параметры как на иллюстрации ниже.
Дублируем слой «красный» и называем его дубль «кусок красного». Он расположен прямо над слоем «красный» и поэтому не виден.
Инструментом Лассо выделяем часть кольца на клоне, как показано на иллюстрации ниже.
Нажатием на кнопку Добавить слой-маску () в нижней части панели Слои создаем маску красного кольца, которая маскирует все пиксели, кроме выделенных нами.
Рис. 39. Добавили маску в дубль красного слоя. Маска скрыла те области, которые не были выделены (слева). Перенесли слой «красный» ниже слоя «синий» (справа)
На изображении выше два сцепленных кольца, хотя, фактически, это три слоя, среди которых самый верхний является кусочком красного кольца, перекрываемого синим.
В данном примере мы рассмотрели прием, применяемый при нелинейном монтаже, когда элементы монтируемых изображений переплетаются между собой и с фоном. В таких случаях мы будем вынуждены клонировать детали нижележащих слоев, чтобы таким образом создавать иллюзию реального переплетения. Так, например, можно поступить, если нужно, чтобы вмонтированный человек стоял за деревом, изображенным на фоновом слое. Тогда мы выделяем и клонируем ту часть этого дерева, которая должна частично скрывать этого человека, и располагаем этот клон впереди человека. При этом не нужно забывать о тенях, направлениях, тональности и силе источников освещения в фоновом изображении, чтобы привести в их соответствие фигуру вмонтированного человека.
Пример 2. Шутка с транспарантом
Загружаем фото с транспарантом с какого-либо митинга.
Самым простым инструментом Прямолинейное лассо выделяем область транспаранта таким образом, чтобы захватить имеющийся текст и даже чуть шире.
Нажав клавишу Q, входим в режим Быстрая маска. Как видно в режиме Быстрая маска область выделения очень контрастна.
Нажав клавишу Q, выходим из режима Быстрая маска. Нажимаем на кнопку Уточнить край… в панели настройки инструмента под главным меню. В диалоговом окне Уточнить край устанавливаем параметры Сгладить и Растушевка такими, чтобы область растушевки не выходила за пределы области материи и нажимаем OK.
Будет создана копия фонового слоя с маской по нашему уточненному выделению. Кликнем по маске слоя «Фон копия» левой кнопкой мышки с нажатой клавишей <Ctrl> и будет создана выделенная область по этой маске.
Как видно, область выделения стала плавной
Воспользуемся инструментом Штамп или применим фильтр «Размытие по Гауссу…, или закрасим выделенную область синим цветом, взяв предварительно пипеткой цвет материи.
У нас синий цвет получился темнее, поэтому можно воспользоваться командой Уровни… из меню Изображение – Коррекция или нажать <Ctrl>+L., чтобы установить требуемую яркость.
Инструментом Горизонтальный текст набираем нужный текст. У нас он вышел за пределы холста.
Поэтому командой Свободное трансформирование из меню Редактирование, или нажав сочетание клавиш <Ctrl>+T, меняем масштаб текста, слегка сжимая его и меняя угол поворота.
Текст получился слишком контрастным, поэтому слегка снижаем непрозрачность текстового слоя, чтобы сквозь буквы чуть проступал синий цвет материи.
Снимок готов. Тестовый слой не растрирован, поэтому мы можем его править. При желании, можно нанести слой поверх транспаранта, где полупрозрачной краской имитировать естественную деформацию ткани и букв.
Данный монтаж может создаваться быстрее и более рационально, но нами ставится другая задача – изучение возможностей слой-масок.
Пример 3. Маска на текстовом слое
Создадим новое изображение 500х400 пикселей с белым фоном и на нем создадим текстовый слой с буквами «СЫР» шрифтом Arial Black (в нашем примере лучше использовать как можно более «тяжелый» шрифт). Текст получился небольшой.
Нажав <Ctrl>+T, трансформируем текст таким образом, чтобы заполнить объем изображения.
Нажав на кнопку Быстрая маска в нижней части панели Слои, создаем «заготовку маски, которая пока ничего не скрывает.
Делаем маску текстового слоя активной. Для этого кликаем по ее миниатюре в панели Слои левой кнопкой мышки, чтобы у нее появилась двойная рамка. Выбираем инструмент Овальное область и выделяем круг на букве, как показано на иллюстрации ниже. Чтобы выделился круг, а не эллипс, при выделении надо держать нажатой клавишу <Shift>.
Инвертируем выделение на маске слоя. Для этого, чтобы часто не выбирать команду Инверсия в меню Изображение – Коррекция, нужно просто нажать сочетание клавиш <Ctrl>+I. Пиксели маски в выделенной области вместо белых станут черными, и на месте выделения появилась круглая прозрачная область в букве.
Повторяя многократно выделение кругов и инверсии можно получить «дырявый» текст.
Текст на текстовом слое можно редактировать.
За текстом может быть помещено любое изображение, и оно будет просматриваться сквозь получившиеся «дырки», а цвет букв можно поменять в панели Настройки инструмента, размещенной под главным меню.
Пример 4. Маска на корректирующий слой.
Загрузим изображение осеннего берега озера.
Нажатием на значок нового корректирующего слоя внизу палитры Слои создаем корректирующий слой Цветовой тон/насыщенность. Нажатием на значок маски слоя, расположенный рядом, добавляем к нему «заготовку» маски слоя.
Устанавливаем параметры корректирующего слоя так, как это сделано на иллюстрации ниже. Нижележащий слой примет оттенки летнего.
Выделяем круглую область в середине изображения.
Нажатием <Ctrl>+I инвертируем выделение на слой-маске из белого в черный цвет.
Сквозь круглую область в летнем изображении как бы проглядывает осеннее. Если снять выделение и еще раз нажать <Ctrl>+I, то инвертируется все изображение маски.
Теперь выключим видимость корректирующего слоя, создадим новый корректирующий слой тоже Цветовой тон/Насыщенность, установим в панели настройке слоя флажок Тонирование. Фото примет вид старой тронутой временем фотографии.
Выберем инструмент Градиент с настройками Черно-белый и Линейный.
Протянем градиент справа налево, как на иллюстрации.
Получим плавный переход из монохромного в цветное фото. Если инвертировать маску нашего корректирующего слоя, то переход получится в обратном направлении.
Если в панели настройки корректирующего слоя ползунок Насыщенность переместить в крайнюю левую позицию, то переход будет уже из черно-белого фото в цветное.
Вопросы для самоконтроля
- Что такое маска слой или слой-маска, каково их назначение?
- Как маски слоя хранятся в изображении?
- Как маска действует на маскируемый слой?
- Что такое Быстрая маска?
- Как создать маску с режимы Быстра маска (быстрое создание слой-маски)?
- Как действует кнопка Добавить слой-маску в случае наличия и отсутствия выделения?
- Какие цвета на маске скрывают и открывают изображение слоя?
- Как с помощью маски сделать слой полупрозрачным?
- Можно ли маску нарисовать? Назовите инструменты рисования маски.
- Как можно рассмотреть маску в наложении на изображение и каким образом ее увидеть как полутоновое изображение?
- Как с помощью слой-маски создать плавный (градиентный) переход от одного изображения к другому?
- Назовите типы слоев, к которым можно прикрепить слой-маску.
- Можно ли создавать маску для группы слоев, если да, то как она будет действовать?
- Какие основные группы масок существуют?
- Можно ли создать слой-маску для фонового слоя?
- Где можно увидеть миниатюру слой-маски?
- Что означает иконка цепочки между миниатюрой слоя и миниатюрой маски, как отменить и снова включить это действие?
- Как отключить действие слой-маски и как вернуть ее действие снова?
- Как редактировать слой-маску? Как вернуться из режима ее редактирования в режим редактирования слоя?
- Если у слоя есть маска, полностью ли он защищен от редактирования?
- какие команды содержит контекстное меню слой-маски? Расскажите про их назначение.
- В каких областях компьютерной графики важно применение масок слоя? Почему?
Задания на самостоятельную работу
- Повторите примеры данного раздела.
- Повторите примеры этого раздела еще раз, но с выбранными Вами фото.
- Придумайте и попытайтесь реализовать пример нелинейного монтажа, когда предмет, вставляемый в фоновое изображение должен быть частично быть прикрыт элементами или предметами этого фона.
- Придумайте и попытайтесь реализовать пример маскирования корректирующего слоя.
- Попытайтесь создать коллаж с 2-5 овальными портретами на лубом фоне.
- Создайте любую группу слоев и примените к ним маску слоя. Отредактируйте ее.
- На поисковую фразу, к примеру, "мультик" найдите в Яндекс.Кортинки несложный мультперсонаж и вмонтируйте его в выбранную Вами фотографию.