3.10.2019

2.2.2. Палитра Слои



Предыдущий раздел
К оглавлению
Следующий раздел
Файл изображения для работы с данным подразделом

Для наглядности нужно скачать многослойный файл «пушистика», рисование которого мы рассматривали в предыдущем подразделе, сохранить его у себя на диске и загрузить в Adobe Photoshop. Если у Вас в Adobe Photoshop не открыта палитра Слои, то командой Слои меню Окно или нажатием клавиши <F7> откройте ее.

Рис. 1. Нажмите, чтобы скачать файл примера

Для того, чтобы скачать файл «пушистика» в формате Adobe Photoshop, кликните мышкой по этой картинке, после чего в открывшемся диалоговом окне браузера укажите место, куда его нужно сохранить, и нажмите кнопку «Сохранить». Лучше всего, если сохраненные файлы уроков будут систематизированы по папкам с узнаваемыми именами

ТЕКУЩИЙ (РАБОЧИЙ) СЛОЙ

Если мы хотим работать в каком-либо слое, то его надо сделать текущим. Для этого надо кликнуть левой кнопкой мышки в палитре Слои по данному слою. Слой в палитре Слои окрашивается другим цветом (в нашем примере светло-голубым). Значит он – текущий, и в нем можно, например, рисовать, применять фильтры и выполнять многие другие действия.


Рис. 2, 3. 
На первом изображении текущим (или рабочим) является слой «ноги». На втором изображении рабочим является слой «тушка», а папка «руки» раскрыта нажатием на треугольник слева от миниатюры папки

Можно выбирать сразу несколько слоев и/или групп слоев. Если слои расположены последовательно один за другим, выберите самый верхний из них (или нижний), затем нажмите клавишу <Shift> и выберите самых нижний (или, соответственно, верхний). Все последовательно расположенные слои, начиная с выбранного верхнего и включая выбранный нижний, будут выбраны. Если выбираемые слои (и/или группы слоев) расположены не последовательно, при выборе (или отказе от выбора) слоя держите нажатой клавишу <Ctrl>.

Панель Слои содержит сведения о всех слоях изображения, в том числе, названия и иконки (миниатюры) содержимого каждого слоя. По мере редактирования и обновления слоев их миниатюры тоже автоматически обновляются.

Из панели Слои можно скрывать, просматривать, перемещать, удалять, переименовывать и объединять слои. Можно выбирать рабочий слой.

ГРУППЫ СЛОЕВ

Большинство команд и инструментов, которые работают только с одним слоем (это, к примеру, команды копирования, фильтры, очистка, и, к примеру, инструменты рисования, ретуширования, заливки). Его называют рабочим или текущим слоем. Есть также команды и инструменты, работающие со всем изображением, например, Размер изображения… И имеются команды, которые могут работать сразу с несколькими слоями, например, команды работы с папками (группами) слоев. Или, к примеру, команды слияния, перемещения, дублирования и удаления слоев.

Внутри папки (группы) могут находиться не только слои, но и другие (вложенные) группы. В них, в свою очередь также могут находиться группы. И так далее…

Создать группу слоев можно двумя способами:

1. Выбрать текущим тот слой, выше которого будет находиться группа, и в меню палитры Слои выбрать команду Новая группа… В появившемся диалоговом окне задать имя группы. Можно задать Режим наложение и изменить Непрозрачность группы. Эти параметры будут распространяться на все слои группы так, как если бы они были одним объединенным изображением. При этом, эти параметры будут налагаться на аналогичные параметры слоев, входящих в группу.


Рис. 4. Диалоговое окно Новая группа

Новая группа будет пустой, но в нее можно включать («складывать») слои, просто захватывая их мышкой и «бросая на изображение папки группы.

2. Комбинируя нажатия клавиш <Ctrl> и <Shift>, как это описано выше, выбрать слои, которые будут входить в группу. В меню палитры Слои выбрать команду Новая группа из слоев… В появившемся диалоговом окне задать имя группы. Можно задать Режим наложение и изменить Непрозрачность группы. Эти параметры будут распространяться на все слои группы так, как если бы они были одним объединенным изображением. При этом, эти параметры будут налагаться на аналогичные параметры слоев, входящих в группу.

Слои и папки можно мышкой «складывать» в папки, вытаскивать из них, перетаскивать из папки в папку.

Группы могут сворачиваться и разворачиваться щелчком мышки по маленькому треугольнику слева от иконки папки группы. В развернутой группе показаны все слои и группы, входящие в нее. В свернутой группе показано только название группы.

СОЗДАНИЕ СЛОЯ

Минимум один слой уже имеется в любом изображении. Новые слои создаются несколькими путями:

1. Пустой (полностью прозрачный) новый слой создается командой Слой… меню Слои – Новый. В диалоговом окне указываются название слоя и параметры Режим наложения и Непрозрачность, которые устанавливаются по умолчанию и при создании обычно не меняют. Редко используемый флажок «Использовать предыдущий слой для создания обтравочной маски» устанавливают в тех редких случаях, когда нужно замаскировать и не показывать части будущего изображения слоя, выходящие за границу прозрачности нижележащего слоя.



Рис. 5. Диалоговое окно создания нового слоя

Новый слой создается прямо над текущим слоем.

2. Клонирование текущего слоя, выбранных слоев или папок осуществляется командой Скопировать на новый слой меню Редактирование – Слой или нажатием комбинации клавиш <Ctrl>+J.

Новый слой создается с названием оригинала, имени которого добавлено «копия».

3. Слияние выделенных слоев. В этом случае, выделив слои и группы для слияния (любого типа) в контекстном меню или в меню палитры Слои выбирается команда Объединить слои или нажимается сочетание клавиш <Ctrl>+E. Объединенный слой в порядке следования расположится на месте самого верхнего из объединенных слоев и получит его название.

4. Сведе́ние изображения объединяет все видимые слои в один Фоновый слой.

5. Копирование выделенной области и ее вставка как слой. При наличии выделения, захватывающего пиксели текущего слоя командой Копировать (клавиатурный эквивалент <Ctrl>+C) или Вырезать  <Ctrl>+Х) в меню Редактирование копия этого выделения заносится в так называемый системный буфер, которым может «воспользоваться» как наша программа, так и другие программы, и хранится там пока в него не будет скопировано что-то другое или не будет выключен компьютер. При вырезании выделения в системный буфер выделенная область пикселей текущего слоя очищается. Теперь содержимое системного буфера (говорят просто – «скопированное») может быть вставлено в любое изображение, в том числе, в наше. Оно также может быть вставлено и в другие документы других программ, «понимающих» форматы файлов Adobe Photoshop. Кроме того, в буфер может быть скопировано изображение, скопированное в него в другой программе. Вставка скопированного в изображение в нашей программе делается командой Вставить в меню Редактирование или ее клавиатурным эквивалентом  <Ctrl>+V. Изображение вставляется как новый слой над текущим слоем.

Действуя таким образом, мы можем сделать снимок экрана монитора своего компьютера (независимо от того, в какой программе находимся) нажатием клавиши <Ctrl>+<PrintScreen> и вставить его в изображение, чтобы отредактировать, кадрировать, расставить стрелки, поясняющий текст и прочее, чтобы потом поместить в любую публикацию или презентацию. Если мы хотим вставить снимок экрана в новое изображение, то выбор команды Создать… в меню Файл или нажатие <Ctrl>+N вызовет диалоговое окно создания документа, в котором размеры будут пиксель в пиксель совпадать с размерами изображения снимка экрана. Нажатие сочетания клавиш <Alt>+<PrintScreen> позволяет сделать снимок только активного окна текущей программы, экономя время на кадрировании.

6. Вставка текстового слоя. Adobe Photoshop умеет работать с текстами, причем, как в режиме текста-выделения, так в режиме текстового слоя. В последнем случае создается новый текстовый редактируемый и форматируемый слой, накладываемый на изображение. С текстовым слоем можно производить многие операции, как с обычными слоями, в том числе, трансформирование, задание непрозрачности, режимов наложения и стилей слоя. Текстовый слой можно объединять с другими слоями, растрировать, то есть превращать его в обычный пиксельный слой-рисунок.
  
ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ВИДИМОСТИ СЛОЯ

Мы можем «выключить» слой, то есть, сделать его невидимым. Для этого нужно нажать мышкой по значку глаза слева от миниатюры слоя в палитре Слои. Чтобы снова сделать его видимым, нужно еще раз нажать мышкой на это место (по пустому квадратику).
В примере выключена целая группа слоев, называемая «рты» и корректирующий слой «смена цвета пуха».

КОПИРОВАНИЕ И ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ СЛОЯ

Чтобы скопировать слой или выделенную области из одного изображения в другое надо просто перетащить его из окна изображения одного файла в окно изображения другого файла. Для этого открыть оба изображения и командой Окно – Упорядочить –< Расположить по… (как удобнее)> разместить окна изображений рядом. После чего выбрать инструмент Перемещение, которым перенести нужный объект. Если при этом удерживать клавишу <Shift>, то перетаскиваемый объект расположится как раз по центру соседнего окна. После переноса расположить слой в нужном месте «стопки» слоев (в нужном порядке их следования) и перетащить на то место изображения, куда он предназначался.

Чтобы переименовать слой нужно сделать двойной щелчок мышкой по имени слоя, набрать новое его название или отредактировать текущее и нажать <Enter>.



Рис. 6. Наименование слоя редактируется в палитре Слои после двойного клика левой кнопкой мышки по его названию

В примере изображения, приведенном выше, все слои поименованы правильно – так, что найти нужный слой и понять, что он из себя представляет, быстро и легко. Кроме того, имеются группы слоев, изображенные в виде папок. Достаточно просто включить любой слой в группу. Нужно просто захватить его нажатием левой кнопки мыши и, положить на нужную папку и отпустить левую кнопку. Так же, перетаскиванием, можно менять порядок слоев.

Большинство операций, допустимых с данным слоем или группой слоев, можно вызвать в контекстном меню и (или) в меню палитры Слои. Для этого нужно подвести курсор мыши к данному слою или группе, нажать правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбрать нужную команду. Для вызова выпадающего меню палитры Слои надо подвести курсор к правому верхнему углу палитры Слои и нажать на маленький значок меню с треугольничком-стрелкой слева от него. Более того, в контекстном меню и меню палитры Слои имеются команды, которые где-либо в другом месте отсутствуют, или их весьма сложно найти.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧКИ В ПАЛИТРЕ СЛОИ

В палитре Слои в строке слоя справа от имени могут стоять дополнительные значки. Так значок функции у слоев означает, что данные слои имеют, дополнительные к стандартным, эффекты наложения, которые будут рассмотрены позднее. Нажатие на этот значок разворачивает список Параметров наложения, которые заданы для этого слоя.

Значок замка означает, что слой закреплен (защищен) и к нему нельзя применять меняющие его операции. Это полезно иногда делать, чтобы случайно не изменить или не удалить готовый слой.

Значок цепочки справа от имени текущего слоя и такие же значки у некоторых других слоев означает, что данный слой связан с этими слоями и будет перемещаться и трансформироваться только с этими слоями.

ФОНОВЫЙ СЛОЙ

Когда создается новое изображение с непрозрачным фоном, нижний слой на Панели Слои будет называться «Фон». Изображение может иметь лишь один фоновый слой. У этого слоя нельзя изменить положение в порядке следования слоев и нельзя переместить. Не меняется также непрозрачность его пикселей. При работе инструментом Ластик «стираемые» пиксели закрашиваются фоновым цветом, а не становятся прозрачными, как у обычных слоев.
Фоновый слой можно преобразовать в обычный слой командой Слой из заднего плана… в контекстном меню (в диалоговом окне потребуется ввести его название). Обратное преобразование обычного слоя в фоновый делается командой Задний план из слоя меню Слои – Новый. Команда Выполнить сведение в меню палитры Слои объединяет все слои изображения в один фоновый слой.

Фоновый слой не создается при создании нового прозрачного изображения, нижний слой не будет фоновым. Следовательно, его можно перемещать на палитре Слои, корректировать, редактировать и перемещать изображение, менять его непрозрачность и режим наложения.

СОЗДАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПО ГРАНИЦЕ СЛОЯ

Можно создать выделение, в котором каждый пиксель будет соответствовать степени непрозрачности любого слоя. Для этого надо просто кликнуть левой кнопкой мыши по миниатюре слоя в палитре Слои при нажатой клавише <Ctrl>, как это сделано в примере на рисунке 7.


Рис. 7. Выделение создано кликом по иконке слоя в палитре Слои при нажатой клавише <Ctrl>

ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА СЛЕДОВАНИЯ СЛОЕВ

Порядок, в котором слои в изображении расположены один над другим, называется порядком следования. Порядок следования слоев определяет, какой слой закрывает другой, и какие слои закрывают его.  Порядок следования можно изменять.
Для переноса слоя ниже или выше надо мышкой захватить слой и перенести его на место между слоями, где мы планируем его поместить, или перед верхним слоем, если он должен быть в самом верху, или в самый низ списка слоев Палитры Слоиесли он должен быть в самом низу. Можно также воспользоваться одной из команд меню Слои – Упорядочить:
  • На передний план (<Ctrl>+<Shift>+])
  • Переложить вперед (<Ctrl>+])
  • Переложить назад (<Ctrl>+[)
  • На задний план (<Ctrl>+<Shift>+[)
Команда Инверсия меняет порядок следования всех выделенных слоев.


Рис. 8. Команды меню Слои – Упорядочить для изменения порядка следования слоев


Рис. 9. В данном примере слой «руки» с самого верха перенесен на место между слоем «ноги» и «тушка»

РЕГУЛИРОВКА СТЕПЕНИ НЕПРОЗРАЧНОСТИ СЛОЕВ

Степень непрозрачности слоя можно изменить от 100% до 0%. Когда она снижается, сквозь него будут видны видны нижележащие слои. Для этого надо сделать слой текущим и мышкой поменять положение ползунка Непрозрачность в правом верхнем углу палитры Слои над списком слоев.


Рис. 10. Степень непрозрачности слоя «тушка» изменена до 40%. Он стал полупрозрачным, и сквозь него стали видны слой «ноги» и папка «руки», расположенные в порядке следования ниже

ДУБЛИРОВАНИЕ СЛОЕВ

Чтобы создать точную копию текущего слоя, нужно вызвать команду Скопировать на новый слой меню Слои – Новый или нажать на клавиатуре <Ctrl>+J. Копия будет иметь название, составленное из имени слоя-оригинала и слова копия. В имени последующих копий этого слоя появятся порядковые цифры 2, 3, 4 и так далее, как на примере ниже.



Рис. 11. Сделав текущим слоем слой «тушка» мы дважды нажали <Ctrl>+J. Над слоем «тушка» образовались слои «тушка копия» и «тушка копия 2»

Команда копирования выполняется как для слоев, так и для выделенных на них областей.

СВЯЗЫВАНИЕ СЛОЕВ

Если мы «подогнали» несколько слоев друг к другу, то, во избежание случайного перемещения или трансформирования какого-то из них отдельно от остальных, существует Связывание слоев. Для этого нужно выбрать эти слои и в контекстном меню или меню палитры Слои выбираем команду Связать слои. Теперь перемещение и трансформирование одного из связанных слоев ведет к соответствующему перемещению и трансформированию связанных с ним слоев. При палитре Слои появляется иконка цепочки.

Отменить связь слоев можно также в контекстном меню или меню палитры Слои выбирая команду Отменить связь слоев. Если при этом были выбраны все связанные слои, то связь слоев полностью разрывается. Если же выбран был только один или несколько связанных слоев, они исключаются из связи слоев.

РЕЖИМЫ НАЛОЖЕНИЯ СЛОЕВ

У слоя можно устанавливать разные режимы наложения, определяющие, что будет в результате наложения пикселей этого слоя на пиксели нижележащих слоев. Можно применить режим наложения и к целой группе слоев.

Изменение режимов наложения слоев и групп слоев дает различные визуальные эффекты. В случае с группой слоев Photoshop, применяя режим наложения, работает с ней как с объединенным слоем. Рекомендуется самостоятельно поэкспериментировать с режимами наложения, чтобы получить желаемый эффект. При смене режима наложения иногда можно достичь ощутимого эффекта, если варьировать непрозрачность слоя.


Рис. 12. Выбор режима наложения текущего слоя в палитре Слои

Следует обратить внимание на следующие режимы наложения, которые могут быть использованы в технологических целях:

1. Затухание. Действие этого режима заметно при непрозрачности пикселей менее 100%. Пиксель принимает цвет слоя случайным образом с вероятностью, равной непрозрачности слоя. В противном случае он будет прозрачным. Эффект может быть использован для имитаций снега, фейерверков и тому подобное. Достаточно после настройки непрозрачности создать рядом пустой слой и слить оба слоя. Образовавшийся слой будет представлять реальные случайные пиксели заполнения, которые можно увеличивать, размывать, вращать и тому подобное.



Рис. 13, 14. Слева: режим наложение «Затухание» применен к верхнему залитому синим слою. Непрозрачность слоя снижена до 15%. Справа: тот же слой слит с прозрачным слоем, помещен перед слоем «синий фон» и к нему применен фильтр Радиальное размытие


2. Мягкий свет. Эффект наложения связан с тем, что яркость нижележащего пикселя усиливается, если соответствующий пиксель в наложенном слое имеет яркость выше 50%, снижается, если ниже. и остается неизменной при яркости в 50%. Свойство этого режима используют для создания эффектов «выдавливания» текста и рисунков на фоновых фотографиях, заливках и тому подобное.



Рис. 15, 16. Режим наложения «Мягкий цвет» применен к первоначально белому слою, в котором помещен черный текст. Затем к этому слою применен фильтр Тиснение меню Фильтр – Стилизация. Справа наложенный слой инвертирован

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЛОЕВ


1. Все, что говорится о слоях в данном подразделе, с равной мерой относится к выделенным областям.

2. Трансформировать можно не только слои, но и группы слоев.

При трансформации выбранных слоев с ними можно выполнять следующие действия:
  • зеркально отображать по горизонтали
  • зеркально отображать по вертикали
  • поворачивать на дискретный угол, кратный 90 градусам
  • вращать на любой угол
  • масштабировать, как с сохранением пропорций, так и без
  • имитировать перспективу
  • наклонять по принципу параллелограмма
  • искажать
  • деформировать
Эти команды находятся в меню Редактирование – Трансформирование. Кроме того, в меню Редактирование находится команда Свободное трансформирование, которая вызывается также нажатием <Ctrl>+T, и которая позволяет выполнить практически все перечисленные выше операции за один раз с визуальным контролем и управлением.


Рис. 17. Команды трансформирования слоев и выделенных областей находятся в меню Редактирование

Команды Масштабирование, Поворот, Наклон, Искажение, Перспектива и Деформация имеют практически одинаковый интерфейс с командой Свободное трансформирование, но просто ограничены функционально. Поэтому действия этих команд рассмотрим на примере команды Свободное трансформирование.

В нашем файле с пушистиком одновременно (с нажатой клавишей <Ctrl> при добавлении к ранее выбранному) выделим слой «нос» и группа слоев «очки» и «глаза». Для вызова команды Свободное трансформирование нажмем <Ctrl>+T.

Появится прямоугольник-рамка, описывающий все изображения в выбранных слоях. У рамки 4 рукоятки по углам и 4 по серединам сторон и центральная отметка в форме прицела.


Рис. 18. Команда Свободное трансформирование вызвана сразу для нескольких слоев

Если потянуть за угловую рукоятку потянуть с нажатой клавишей <Shift>, то рамка будет изменять свою величину вместе с изображением слоев. Причем пропорционально, то есть, с сохранением отношения ширины к высоте. Если же клавишу <Shift> отпустить, то пропорциональность сторон нарушится. При этом обратите внимание, какую форму должен принять курсор мыши при подведении его к угловой рукоятке рамки.


Рис. 19. Вид курсора мышки перед и при изменении размера слоев

Если курсор мышки подвести к рукоятке одной из середин сторон, то он изменит свой вид. В этом случае мы можем изменять размеры, расширяя или сужая изображение в соответствующую сторону. Обратите внимание, какой вид приобретает курсор мышки.


Рис. 20. Пример изменения высоты слоев вверх, в сторону движения рукоятки середины верхней стороны рамки

Если при подведении к угловой рукоятке и нажатии левой кнопки мышки была нажата клавиша <Ctrl>, то курсор снова поменяет вид, как на иллюстрации, и мы можем переносить уже именно этот угол рамки с соответствующей деформацией слоев.

   



Рис. 21. Деформация слоев при нажатой клавиши <Ctrl>

Если подвести курсор мышки не на рукоятку, а чуть к стороне, он примет вид дугообразной стрелки, что позволяет вращать изображение вокруг центральной отметки.

  
Рис. 22, 23. Вращение слоев вокруг центральной отметки. Обратите внимание на вид курсора мышки

Центральную отметку можно перетаскивать мышкой в любое место. При этом изменится центр вращения слоев.

Если при подведении к угловой рукоятке и нажатии левой кнопки мышки была нажата клавиша <Alt>, то все преобразования масштабирования и искажения будут выполняться симметрично относительно центральной точки.

Нажатие клавиш <Ctrl>+<Shift>+T вызывает повторение операции трансформирования с теми же параметрами, что были во время предыдущей операции, но уже с теми слоями, которые являются текущими на момент нажатия.

"БЫСТРЫЕ КНОПКИ" ПАЛИТРЫ СЛОИ

В самом низу палитры Слои располагается ряд иконок, являющихся «быстрыми кнопками», дающими быстрый доступ к ряду операций со слоями.


Рис. 24. На этой иллюстрации «быстрые кнопки» обведены красной рамкой

При наведении на них курсора мышки появляется всплывающая подсказка о том, какой команде соответствует нажатие на них левой кнопки мышки. Если команда, соответствующая этой кнопке в данный момент недоступна, курсор мышки при подведении к ней принимает такую форму. Поясним действия «быстрых кнопок».

Нажатие на кнопку с цепочкой связывает выделенные слои. Если выделенные слои уже связаны, то нажатие на нее разрывает их связь.

Нажатие на кнопку  с функцией вызывает появление выпадающего меню Параметры наложения, что позволяет быстро настроить любой стиль слоя.

Кнопка маски добавляет к слою маску. С каждым нажатием добавляется новая маска. Если на эту кнопку положить слой, то созданная маска будет соответствовать уровням прозрачности этого слоя.

Кнопка  корректируюшего слоя создает новый корректирующий слой или слой-заливку. Нажатие на нее вызывает падающее меню, в котором мы можем выбрать необходимый тип корректирующего слоя или слоя-заливки.

Кнопка с папкой создает новую группу. Если выбрано более одного слоя, то в эту группу будут включены эти выбранные слои. Если на эту кнопку «положить» любое количество слоев, то она действует как команда Новая группа из слоев.

Кнопка с листком создает прозрачный новый слой. Если на эту кнопку положить существующий слой или группу, будет создана и копия.

Будьте осторожны с кнопкой урны, которая при нажатии на нее удаляет все выделенные слои. Чтобы удалить выделенные слои, можно также захватить их мышкой и бросить на эту кнопку.


Вопросы для самоконтроля
  1.  В чем состоит понятие многослойности изображения?
  2. Что такое "текущий" или "рабочий" слой? Как сделать слой текущим?
  3. Что такое "выбор слоя/слоев"? Как он производится?
  4. Что означает миниатюра папки в палитре Слои?
  5. Как сгруппировать слои? Как включить слой в группу? Как выключить слой из группы?
  6. Какие операции можно осуществлять с группой слоев?
  7. Как создать и удалить группу слоев?
  8. Как задать и изменить название группы слоев?
  9. Можно ли создавать вложенные группы слоев?
  10. Что такое "свернутая группа"? Как это реализуется?
  11. Каково минимальное число слоев в изображении?
  12. Что такое "Фоновый слой" и что такое "обычный" или "нефоновый" слой?
  13. Объясните понятие "пустой слой".
  14. Как клонировать слой?
  15. Как осуществляется слияние слоев? Что это такое?
  16. Что такое "сведение изображения"?
  17. Расскажите о способах создания слоев.
  18. Что такое "системный буфер"? Как им пользоваться?
  19. Как копировать выделение слоя в системный буфер?Как вставить слой из фрагмента, скопированного в системный буфер?
  20. Как управлять видимостью слоя? Что это такое?
  21. Как перенести слой из одного изображения в другок?
  22. Как переименовать слой?
  23. Что такое "контекстное меню" в палитре Слои? Как его вызвать?
  24. Где находится меню палитры Слои?
  25. Какие дополнительные значки могут стоять справа в строке слоя? Оббъясните их значение.
  26. Как выделить область по границе слоя?
  27. Как поменять порядок следования слоев? Как поменять порядок всех выделенных слоев?
  28. Что означает "Непрозрачность" слоя и как ее задавать?
  29. Опишите процедуру дублирования слоев.
  30. Что такое "связывание слоев", как она производится и как отменить связь слоев?
  31. Что такое "режим наложения слоя" и как он устанавливается?
  32. Как трансформируются слои? 
  33. Объясните назначение рукояток рамки трансформирования слоев.
  34. Какие операции можно выполнить а ходе трансформирования слоев?
  35. Объясните действия клавиш <Ctrl>, <Shift> и <Alt>, при нажатии в ходе трансформирования.
  36. Для чего служит центральная отметка рамки трансформирования слоев?
  37. Можно ли и как поменять местоположение центральной отметки рамки трансформирования?  каким последствиям это приведет?
  38. Как повторить предыдущую операцию трансформирования слоев?
  39. Какова роль "быстрых кнопок? Как ими пользоваться?
Задания на самостоятельную работу
  1. В загруженном Вами файле изображения пушистика повторите все операции, продемонстрированные в данном подразделе.
  2. Выделите сразу слои глаз, очков и носа. Попытай выполнить с ними произвольно операцию свободного трансформирования.
  3. Выберите любое изображение и загрузите его. Выделите область на нем. Продублируйте ее в новый слой и измените яркость и контраст. Попытайтесь выполнить с этим слоем операции трансформирования. Выключите, а затем снова включите видимость этого слоя.
  4. Создайте новое изображение с прозрачным слоем 600х600 пикселей. Создавая 5-10 новых слоев в нем, выделяйте различные области в них, заливайте их и/или делайте обводку. Повторите все операции со слоями, продемонстрированные в данном подразделе.
  5. Загрузите любую фотографию. Командой Размер холста... создайте белое паспарту шириной 20-49 пикселей. Выделите центральную часть фотографии, скопируйте ее на новый слой, увеличьте, чтобы оно выходило на край холста и задайте непрозрачность 50%. трансформируйте его наклоном и перспективой. Вырежьте в нем центральну. часть в размер исходного изображения. Слейте слои.
  6. Поэкспериментируйте с "быстрыми кнопками".






2.2.1. Работа со слоями. Начало


Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел


Наличие слоев и инструментарий для работы с ними в растровых изображениях, пожалуй, наиболее важное, что отличает легендарный графический редактор Adobe Photoshop от множества своих конкурентов. В нем есть практически все – различные типы слоев, различные способы их наложения, группировка слоев, смарт-слои, создание эффектов, режимы наложения и задание степени прозрачности. Удобный инструментарий для работы со слоями – меню, палитры, управление. Не будет ошибкой утверждать, что слои – это то, что сделало Adobe Photoshop столь легендарным и «законодателем мод» среди программного обеспечения для работы с компьютерной графикой.

Многослойные изображения в Adobe Photoshop представляют собой «слоеный пирог» со слоями с разной начинкой и формой. Изображение можно сравнить со стопкой листов разной прозрачности. Они могут быть полностью прозрачными, частично прозрачными и полностью непрозрачными, и есть возможность менять прозрачность каждого листа в стопке и даже группы листов. И отдельные пиксели в слоях тоже могут быть непрозрачными, полупрозрачными и полностью прозрачными. Эти «листочки» можно передвигать по горизонтали, менять их порядок в стопке, выключать (делать невидимыми) и снова включать.

Легко создается новый слой или копируется имеющийся. Легко меняется способ наложения и степень непрозрачности. Можно задать эффекты наложения с тенями, внутренним и внешним свечением, текстурой и художественными контурами.

Для того, кто создает свои изображения слои предоставляют значительное облегчение. Можно рисовать и редактировать каждую деталь в отдельном слое, а потом слить несколько слоев в один. Или не сливать, потому, что может потребоваться вернуться к какому-то элементу и изменить его.
Можно спрятать часть изображения просто замаскировав ее слой-маской, которую можно редактировать. Так, кстати создаются качественные фотомонтажи, когда объект интегрируется в фоновое изображение, закрывается деталями этого изображения. Монтаж становится намного реалистичнее, когда объект отбрасывает тень, и предметы фона тоже отбрасывают тень на объект.

Можно корректировать изображение, а можно создать специальный корректирующий слой, который, как своеобразный светофильтр, корректирует лежащие под ним слои. Стоит сделать этот корректирующий слой невидимым, тогда изображение нижележащих слоев становится таким, какое оно было до коррекции. Но, в противовес с коррекцией самих слоев, корректирующие слои можно еще и редактировать. А можно прикрепить к корректирующему слою полутоновую маску, позволяющую проводить локальную коррекцию – где-то она полная, где-то ее нет, а где-то она частична. Это удобно в неравномерно освещенных фотографиях.

Ввиду большого состава средств для работы со слоями будем рассматривать их последовательно в ходе изучения отдельных приемов работы со слоями. Мы будем исходить из того, что после освоения основных технологий ряд вещей, касающихся слоев, становятся понятны на интуитивном уровне и не требуют детального освещения.

Можно сказать, что слои – возможность составить одну многоплановую композицию из нескольких отдельных изображений и работать с каждым планом, со всей композицией и с каждым составляющим изображением.

В Adobe Photoshop существует до 6 типов слоев (в зависимости от версии программы):
  1. Простой, растровый или обычный слой, который содержит многопиксельное изображение, которое совсем не обязательно занимает всю площадь холста и не обязательно имеет прямоугольную форму. При этом в самом низу «стопки» слоев может находиться фоновый слой. Фоновый слой – разновидность слоя, который находится в самом низу, и в котором нельзя, «удаляя» какие-то участки сделать их прозрачными. При удалении они окрашиваются цветом фона.
  2. Корректирующий слой, который нельзя увидеть, но можно увидеть результат их воздействия на нижележащие слои. Каждый корректирующий слой выполняет одну из операций коррекции изображения. Достаточно выключить видимость слоя в Палитре слоев, как цвет нижележащих слоев вернется к прежнему состоянию. Такие слои помогают сохранить оригинал изображение нижнего слоя, корректируя не его, а его вид. Корректирующие слои также часто применяют для создания различных эффектом от теней до свечения.
  3. Текстовый слой представляет собой векторный текст, который можно редактировать и корректировать, искажать и поворачивать, а также «запускать» его по какой-либо кривой, например, по кругу. Для работы с текстом применяются специальные текстовые инструменты, а также настройки текстовых панелей. К текстовому слою можно применять многие операции и настройки, которые применяются и к обычным слоям. Можно, например, менять режимы и эффекты наложения и уровень прозрачности. текстового слоя. Текстовый слой можно растрировать, то есть превратить его в обычный слой и работать с ним как с обычным растровым изображением.
  4. Векторный слой содержит графические примитивы типа прямоугольников, овалов, линий и других рисунков. Векторный слой можно редактировать так, как это делается в простейшем векторном редакторе. Но, к сожалению, набор инструментария для такой работы весьма ограничен. Тенденция развития Adobe Photoshop и направление на добавление и изменение возможностей для работы с векторной графикой позволяет надеяться, что фирма Adobe будет и дальше совершенствовать этот инструментарий.
  5. Слой, называемый смарт-объектом, позволяет импортировать и затем трансформировать неразрушаемые изображения, созданные в других программах и хранящиеся во внешних файлах. Достаточно изменить этот смарт-объект в создавшей его программе, как он изменится в изображении Adobe Photoshop. Смарт-слой можно растрировать, превращая его в обычный слой. Один ли несколько обычных слоев можно превратить в смарт-слой и редактировать их в отдельном файле.
  6. Заполняющий слой или слой-заливка, функция которого состоит в закраске всего пространства холста или частичного его заполнения по определенному правилу. Причем, правила заполнения довольно просты:   - сплошная заливка
       - градиентная заливка
       - заполнение каким-либо регулярным изображением (узором)
    В отличие от обычного слоя, заполняющий слой требует существенно меньше памяти для хранения и времени для отображения.
К слою может быть привязана маска слоя. Маска слоя позволяет маскировать (скрывать) или, наоборот, демаскировать (открывать) части слоя, что часто используется в фотомонтаже и для создания спецэффектов. Маска слоя представляет собой обычное полутоновое изображение, которое можно увидеть в палитре Каналы, а его иконку – в палитре Слои справа от иконки маскированного слоя. Можно редактировать маску слоя – корректировать, рисовать, стирать, инвертировать, как обычное полутоновое изображение. При этом, яркость каждого пикселя маски слоя определяет степень непрозрачности соответствующего пикселя маскируемого слоя.

Поэтому маска слоя – очень удобный инструмент для работы со сложными изображениями. Ведь не обязательно обрезать изображение в каком-либо слое. Можно просто замаскировать его ненужную часть, и она станет прозрачной. Но, в таком случае, можно редактировать видимость слоя, редактируя маску. Ведь само изображение в слое сохранилось целиком, чего не скажешь, если мы просто удалим ненужные пиксели изображения.

Маскировать можно любой слой, и этим самым мы можем маскировать части текста или фигур контрастными масками или полутоновыми, делая текст переменно прозрачным.
Слои именуются. Каждый слой имеет свое оригинальное имя. При создании слоя программа подсказывает или присваивает слою определенное стандартное имя. Но, если мы планируем сложную композицию, следует продумать свой стандарт названий слоев. Например, «Ветка левая», «Рука», «Губы», «Белая буква» и тому подобное. В таком случае, мы легко сориентируемся в часто возникающем многообразии слоев.

Слои можно группировать, «складывая» их в подобие папок в палитре Слои. Группы (папки) слоев как и сами слои можно включать и выключать (менять видимость), изменять прозрачность и режимы наложения, а также применять корректирующие слои только к слоям группы. Группы слоев можно превращать в смарт-объекты и редактировать отдельно, как самостоятельное многослойное изображение. Можно создавать вложенные группы, подобно вложенным папкам в Windiws, когда какая-либо группа содержит в себе другие группы. Уровень вложения групп слоев не ограничен.

Отдельные слои и группы можно объединять (сливать) в один обычный слой. Сокращение числа слоев упрощает работу с изображением, снижает затраты необходимой памяти компьютера и ускоряет работу программы.

Некоторые простые примеры с многослойными изображениями

Пример 1. Наложение размытого слоя. Исходное фото (рисунок 1) загрузили в программу и создали дубль единственного фонового слоя.


Рис. 1. Исходное фото

Дубль слоя можно создать выделив его в палитре Слои и выполнив команду Скопировать на новый слой в меню Слои – Новый, или клавиатурным сокращением <Ctrl>+J, или нажать на изображение правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать Создать дубликат слоя… 


После клонирования слоя у изображения появится два идентичных слоя. Причем, дубликат полностью закроет оригинальный (фоновый) слой. В палитре Слои выделяем слой-дубликат (он находится прямо над слоем-оригиналом, и нужно просто убедиться, что этот слой уже выделен) и в меню Фильтр – Размытие выбираем команду Размытие по Гауссу…, а в диалоговом окне этой команды устанавливаем небольшое значение радиуса размытия (с сохранением узнаваемости). Величина размытия контролируется нами визуально. Результат приведен на рисунке 2.


Рис. 2. Изображение, размытое в слое-дубликате

После размытия верхнего слоя-копии устанавливаем степень его непрозрачности в палитре Слои, регулируя ползунок Непрозрачность: до уровня примерно 10–40%, как показано на рисунке 3.


Рис. 3. Установка уровня непрозрачности в палитре «Слои»

Получившееся изображение (рисунок 4) содержит размытие, сквозь которое четко видно исходное изображение, что напоминает изображение в слабом тумане. Достигнут эффект, который в "доцифровые" времена давал довольно дорогостоящий светофильтр «Нерезкая маска».


Рис. 4. Результат

Пример 2. Когда фигуру дорисовывает воображение. Часто именно тень позволяет в полной мере прорисовать изображение, придать ей облик и объем. Бывает, что мы наблюдаем тень, а само изображение «рисует» наше воображение. Фотографии, где нет теней называют «плоскими». Они скучны и неинтересны. А тень, наоборот, придает фотографии объем, делает ее привлекательнее, интереснее. Поэтому, например, природу рекомендуется снимать на восходе или во время заката, когда низкое солнце удлиняет и усиливает тени, делая их контрастнее и прорисовывая предметы. При этом, нужно следить, чтобы не получились слишком контрастные тени. Чтобы понять роль тени, достаточно сделать фото одного и того же места днем и в рассветно-закатное время и сравнить их.

Для нашего примера командой Новый меню Файл создадим изображение с параметрами, указанными в диалоговом окне на рисунки 5. Так как мы указали Содержание фона: Белый, то первый единственный слой будет фоновым белого цвета. Нефоновый прозрачный слой был бы создан, если бы мы указали Содержание фона: Прозрачный.


Рис. 5. Создание изображение белого квадрата 600х600 пикселей

Командой Слой… меню Слои – Новый или нажатием <Ctrl>+<Shift>+N создаем новый слой, который пока прозрачен. Инструментом Овал выделяем окружность размером меньше размера изображения и, наведя курсор внутрь выделения, меняем ее положение, чтобы она находилась в центре, как на рисунке 6.


Рис. 6. С нажатой клавишей <Shift> выделяем окружность так, чтобы она была меньше рисунка и находилась в его центре

Нажатием <Shift>+<F5> вызываем диалоговое окно заливки и устанавливаем в нем 100% непрозрачности и белый цвет заливки (рисунок 7).


Рис. 7. 100% непрозрачности и белый цвет заливки в диалоговом окне Заполнить

Белый круг по белому фону, конечно, не виден. Создаем тень от слоя. Для этого нажатием <Ctrl>+D снимаем мешающее нашему обзору выделение. Затем меняем стиль отображения слоя, для чего нажимаем по невидимому кругу правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбираем команду Параметры наложения… (рисунок 8).


Рис. 8. Выбираем в контекстном меню «Параметры наложения…»

В появившемся диалоговом окне Стиль слоя (рисунок 9) кликаем по нижней строчке Тень.


Рис. 9. Диалоговое окно Стиль слоя

В правой части диалогового окна появится панель выбора параметров эффекта, которые устанавливаем, как на рисунке 10.


Рис. 10. Параметры тени в диалоговом окне «Стиль слоя - Тень»

Здесь Режим наложения определяет, в какак изображение тени будет накладываться на нижележащие слои. Непрозр. определяет уровень непрозрачности тени. Угол задает направление источника освещения. Смещение определяет, на сколько пикселей будет смещена тень от изображения слоя. Размах требуется, если мы хотим сделать тень больше объекта и задает число пикселей, на которое тень будет выступать из-за его пределов. Размер имеет несколько неудачное наименование, поскольку он определяет радиус размытия границ тени.  Получаем результат №1 (рисунок 11).


Рис. 11. Результат - как бы приподнятый над белой поверхностью плоский круг, отбрасывающий тень от рассеянного источника освещения

Варьируя некоторые параметры диалогового окна, можем получить и другие варианты, как, например, на рисунках 12 и 13.



Рис. 12, 13. Изменением значения Непрозрачности на левом изображении тень сделана более легкой, на правом – более тяжелой

Для результата №2 создадим выделение в виде круга по центру изображения и, выбрав на Панели инструментов инструмент Прямоугольная область и нажав <Shift> добавим к нему прямоугольное выделение, как на рисунке 14.


Рис. 14. Выделенная область в форме круга, пересеченного низким широким прямоугольником

При необходимости подправьте выделение, помести курсор мыши внутрь выделения. Затем нажмите клавишу <Delete>. Выделенная область очистится и получим результат №2. Снимите выделение нажатием <Ctrl>+D (рисунок 15).


Рис. 15. Результат 2. Два сегмента кольца выглядят, как бы приподнятыми над белой плоскостью

Можно варьировать параметрами Стиль наложения, а также менять цвет и форму фигур в слое, делать разными фон и фигуру (рисунок 16). Такой прием интересен тем, что с его помощью можно создавать оригинальные эмблемы и логотипы.



Рис. 16. Разноцветные фон и слой. Это достигнута применением корректирующей команды Цветовой тон/Насыщенность… к каждому слою в отдельности



То же самое можно сделать с белым текстом на белом фоне (рисунок 17).


Рис. 17.  Тень под белым текстом на белом фоне

Пример 3. Пушистик (Идея найдена в интернете). Как рисовать забавного Пушистика в Adobe Photoshop. Пример маленький и легкий. Создадим новой изображение 500х500 пикселей, как в предыдущем примере, в нем создадим новый прозрачный слой (<Ctrl>+<Shift>+N) и по его центру выделим окружность размером чуть поменьше, чем размер холста, как показано на рисунке 18.


Рис. 18. Выделим окружность и разместим ее в центре двухслойного изображения

Нажатием клавиши Q или другим способом переходим в режим Быстрая маска. Напомним, что в Adobe Photoshop выделение, по сути, является полутоновым изображением, где яркость пикселя определяет степень выделения соответствующего ему пикселя изображения. Режим Быстрая маска показывает выделение именно как полутоновый рисунок, но в красном цвете и наложенным на изображение с непрозрачностью 50% (рисунок 19).


Рис. 19. Режим "Быстрая маска"

Розовый фон –  цвет невыбранной области в режиме "быстрой маски". Применяем фильтр Разбрызгиваие в меню Фильтр – Штрихи – Разбрызгивание или, если его там нет, в меню Фильтр – Галерея фильтров, где в диалоговом окне находим Штрихи, а в них – Разбрызгивание.


Рис. 20. Применение фильтра Разбрызгивание к слою Быстрая маска 

Выключаем режим Быстрая маска (снова клавиша Q).



Рис. 21. После выхода из режима Быстрая маска


Выйдем из Быстрой маски в нормальны режим, где линия выделения – анимационный пунктир. В диалоговом окне выбора основного цвета выбираем цвет #fec003 (шестнадцатеричное представление цвета).


Рис. 22. Задаем цвет заливки – #fec003

Создаем новый слой (<Ctrl>+<Shift>+N). Заливаем наше выделение 100-процентным основным цветом, хотя можно и другим на собственное усмотрение (на новом слое) и отменяем выделение (<Ctrl>+D).



    
Рис. 23, 24. Заливка основным цветом 100% и результат заливки (внизу)

Применим фильтр Добавить шум… меню Фильтр – Шум с настройками, показанными на изображении ниже.




Рис. 25, 26. Настройки фильтра Добавить шум... и результат его применения

Перед применением фильтра Добавить шум… можно слегка разрисовать Пушистика, к примеру, как на рисунках 27, 28.




Рис. 27, 28. Разрисованный пушистик до и после применения фильтра

Применяем фильтр Радиальное размытие… в меню Фильтр – Размытие с настройками: Степень – 65, Качество – хорошее, Метод – линейный. Степень зависит от длины, с какой мы желаем нарисовать ворсинки, и чем больше Степень, тем длиннее ворсинки.




Рис. 29, 30, 31. Настройки и применение фильтра Радиальное размытие и ее применение для неразрисованного и разрисованного Пушистика

Добавим Пушистику объёма фильтром Эффекты освещения меню Фильтр – Рендеринг (рисунки 32, 33, 34). Ре́ндеринг — визуализация, термин компьютерной графики, обозначающий процесс получения изображения по какой-либо модели описания объектов или явлений в виде данных. Иными словами, это реализованное программно преобразование какого-либо изображения через накопленные данные о том, как оно должно выглядеть в определенных условиях.



Рис. 32, 33, 34. Настройка рендерига и результаты для обоих вариантов Пушистика

Теперь мы можем нарисовать нашему Пушистику глаза, руки, тень или вырезать и скопировать их с любого изображения. Например, возьмем изображение глаз из интернета, как на рисунке 35.

Рис. 35.  Рисунок глаз, взятый в интернете

Эти глаза можно скопировать нажатием правой кнопкой мыши и выбором в контекстном меню команды Копировать картинку, а затем вставить в изображение в виде слоя командой Редактирование – Вставить. Мы можем подогнать изображение глаз по размеру и наклону командой Свободное трансформирование (<Ctrl>+T) меню Редактирование (рисунок 36). Завершение операции трансформирования - нажатием клавиши <Enter> или двойным щелчком по области трансформирования.


Рис. 36. Трансформирование слоя глаз поворотом и масштабированием

Инструментом Волшебная палочка выделяем белую область вокруг глаз и бровей и удаляем ее клавишей <Delete> (рисунки 37, 38, 39).

  



Рис. 37, 38, 39. Выделение Волшебной палочкой и удаление белых пикселей вокруг глаз для раскрашенного и обычного пушистика

Нос Пушистику можно нарисовать, создав новый слой (<Ctrl>+<Shift>+N), заполнив его, например, серым или коричневым цветом на 100% (<Shift>+<F5>) и применив тот же фильтр Эффекты освещения меню Фильтр – Рендеринг, чтобы придать объем (рисунок 40).



Рис. 40. Нос лучше рисовать в новом слое


Губы, руки, уши создаются по желанию или подбираются из найденного в интернете и, по примеру глаз, приставляются, поворачиваются и трансформируются.

Тень должна быть внизу. Поэтому создается новый слой в самом низу над фоновым. На нем выделяется горизонтальный овал, который заливается черным цветом и размывается фильтром Размытие по Гауссу мню Фильтр – Размытие. После этого у слоя устанавливается небольшая степень непрозрачности, и рисунок готов. Если слить слои, получится приятная зверюшка. (рисунок 41).


Рис. 41. Готовый результат

Впрочем, прежде, чем сливать слои в один командой меню Слои - Выполнить сведение, сохраните, все-таки, документ в формате Adobe Photoshop, так как он может Вам понадобиться для продолжения редактирования. Например, применение корректирующего слоя Цветовой тон/Насышенность позволит менять окрас пушистика. Можно пририсовывать или менять какие-то детали, помещать пушистика в разную обстановку, даже в фото.

  

Рис. 42, 43, 44. Различные варианты окраски Пушистика

Вопросы для самоконтроля
  1. В чем состоит важность использования слоев при работе с изображениями?
  2. Что представляет собой многослойное изображение?
  3. Какие операции возможны со слоями?
  4. Что такое "слой-маска"?
  5. Что делает корректирующий слой?
  6. Сколько типов слоев существует в Adobe Photoshop?
  7. Что представляет собой текстовый слой? Какие операции допустимы в нем?
  8. Что может содержать векторный слой?
  9. Охарактеризуйте заполняющие слои: что это такое, какие типы их бывают?
  10. Что такое смарт-слой, зачем он применяется и как?
  11. Что такое "группировка слоев?
Задания для самостоятельного выполнения
  1.  Загрузите выбранное Вами изображение, создайте дубль фонового слоя, у копии поменяйте яркость и контрастность. Понаблюдайте, что меняется при включении и выключении его видимости.
  2. Повторите пример 1 с другой фотографией. И с портретом.
  3. Размойте дубликат командой Размытие по Гауссу... меню Фильтры - Размытие. создайте прямоугольное выделение по центру этого слоя, нажмите клавишу <Delete>. Снимите выделение щелчком мыши рядом с выделением. Опишите, что получилось.
  4. Повторите пример 2 создайте в верхнем слое белое изображение другой формы и повторите операции. Отредактируйте его, отрезая и добавляя белые области.
  5. Командой Цветовой фон/Насыщенность... тонируйте изображения верхнего слоя п. 4 в произвольный цвет, фон залейте таким же цветом. 
  6. Пример 2 повторите для произвольного короткого текста.
  7. Повторить пример 3 для другого цвета, чем приведено там.
  8. Кликните по первой иллюстрации раздела - изображению Пушистика, скачайте файл Photoshop с его многослойным изображением. Разберитесь со слоями и переименуйте их по названиям. Для того, чтобы определить к какой детали относится слой, можно включать и выключать его видимость.

Мои рекламные баннеры и заготовки Набор баннеров по федеральному проекту Три учебных курса по программам повышения квалификации по федеральн...