3.10.2019

2.2.1. Работа со слоями. Начало


Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел


Наличие слоев и инструментарий для работы с ними в растровых изображениях, пожалуй, наиболее важное, что отличает легендарный графический редактор Adobe Photoshop от множества своих конкурентов. В нем есть практически все – различные типы слоев, различные способы их наложения, группировка слоев, смарт-слои, создание эффектов, режимы наложения и задание степени прозрачности. Удобный инструментарий для работы со слоями – меню, палитры, управление. Не будет ошибкой утверждать, что слои – это то, что сделало Adobe Photoshop столь легендарным и «законодателем мод» среди программного обеспечения для работы с компьютерной графикой.

Многослойные изображения в Adobe Photoshop представляют собой «слоеный пирог» со слоями с разной начинкой и формой. Изображение можно сравнить со стопкой листов разной прозрачности. Они могут быть полностью прозрачными, частично прозрачными и полностью непрозрачными, и есть возможность менять прозрачность каждого листа в стопке и даже группы листов. И отдельные пиксели в слоях тоже могут быть непрозрачными, полупрозрачными и полностью прозрачными. Эти «листочки» можно передвигать по горизонтали, менять их порядок в стопке, выключать (делать невидимыми) и снова включать.

Легко создается новый слой или копируется имеющийся. Легко меняется способ наложения и степень непрозрачности. Можно задать эффекты наложения с тенями, внутренним и внешним свечением, текстурой и художественными контурами.

Для того, кто создает свои изображения слои предоставляют значительное облегчение. Можно рисовать и редактировать каждую деталь в отдельном слое, а потом слить несколько слоев в один. Или не сливать, потому, что может потребоваться вернуться к какому-то элементу и изменить его.
Можно спрятать часть изображения просто замаскировав ее слой-маской, которую можно редактировать. Так, кстати создаются качественные фотомонтажи, когда объект интегрируется в фоновое изображение, закрывается деталями этого изображения. Монтаж становится намного реалистичнее, когда объект отбрасывает тень, и предметы фона тоже отбрасывают тень на объект.

Можно корректировать изображение, а можно создать специальный корректирующий слой, который, как своеобразный светофильтр, корректирует лежащие под ним слои. Стоит сделать этот корректирующий слой невидимым, тогда изображение нижележащих слоев становится таким, какое оно было до коррекции. Но, в противовес с коррекцией самих слоев, корректирующие слои можно еще и редактировать. А можно прикрепить к корректирующему слою полутоновую маску, позволяющую проводить локальную коррекцию – где-то она полная, где-то ее нет, а где-то она частична. Это удобно в неравномерно освещенных фотографиях.

Ввиду большого состава средств для работы со слоями будем рассматривать их последовательно в ходе изучения отдельных приемов работы со слоями. Мы будем исходить из того, что после освоения основных технологий ряд вещей, касающихся слоев, становятся понятны на интуитивном уровне и не требуют детального освещения.

Можно сказать, что слои – возможность составить одну многоплановую композицию из нескольких отдельных изображений и работать с каждым планом, со всей композицией и с каждым составляющим изображением.

В Adobe Photoshop существует до 6 типов слоев (в зависимости от версии программы):
  1. Простой, растровый или обычный слой, который содержит многопиксельное изображение, которое совсем не обязательно занимает всю площадь холста и не обязательно имеет прямоугольную форму. При этом в самом низу «стопки» слоев может находиться фоновый слой. Фоновый слой – разновидность слоя, который находится в самом низу, и в котором нельзя, «удаляя» какие-то участки сделать их прозрачными. При удалении они окрашиваются цветом фона.
  2. Корректирующий слой, который нельзя увидеть, но можно увидеть результат их воздействия на нижележащие слои. Каждый корректирующий слой выполняет одну из операций коррекции изображения. Достаточно выключить видимость слоя в Палитре слоев, как цвет нижележащих слоев вернется к прежнему состоянию. Такие слои помогают сохранить оригинал изображение нижнего слоя, корректируя не его, а его вид. Корректирующие слои также часто применяют для создания различных эффектом от теней до свечения.
  3. Текстовый слой представляет собой векторный текст, который можно редактировать и корректировать, искажать и поворачивать, а также «запускать» его по какой-либо кривой, например, по кругу. Для работы с текстом применяются специальные текстовые инструменты, а также настройки текстовых панелей. К текстовому слою можно применять многие операции и настройки, которые применяются и к обычным слоям. Можно, например, менять режимы и эффекты наложения и уровень прозрачности. текстового слоя. Текстовый слой можно растрировать, то есть превратить его в обычный слой и работать с ним как с обычным растровым изображением.
  4. Векторный слой содержит графические примитивы типа прямоугольников, овалов, линий и других рисунков. Векторный слой можно редактировать так, как это делается в простейшем векторном редакторе. Но, к сожалению, набор инструментария для такой работы весьма ограничен. Тенденция развития Adobe Photoshop и направление на добавление и изменение возможностей для работы с векторной графикой позволяет надеяться, что фирма Adobe будет и дальше совершенствовать этот инструментарий.
  5. Слой, называемый смарт-объектом, позволяет импортировать и затем трансформировать неразрушаемые изображения, созданные в других программах и хранящиеся во внешних файлах. Достаточно изменить этот смарт-объект в создавшей его программе, как он изменится в изображении Adobe Photoshop. Смарт-слой можно растрировать, превращая его в обычный слой. Один ли несколько обычных слоев можно превратить в смарт-слой и редактировать их в отдельном файле.
  6. Заполняющий слой или слой-заливка, функция которого состоит в закраске всего пространства холста или частичного его заполнения по определенному правилу. Причем, правила заполнения довольно просты:   - сплошная заливка
       - градиентная заливка
       - заполнение каким-либо регулярным изображением (узором)
    В отличие от обычного слоя, заполняющий слой требует существенно меньше памяти для хранения и времени для отображения.
К слою может быть привязана маска слоя. Маска слоя позволяет маскировать (скрывать) или, наоборот, демаскировать (открывать) части слоя, что часто используется в фотомонтаже и для создания спецэффектов. Маска слоя представляет собой обычное полутоновое изображение, которое можно увидеть в палитре Каналы, а его иконку – в палитре Слои справа от иконки маскированного слоя. Можно редактировать маску слоя – корректировать, рисовать, стирать, инвертировать, как обычное полутоновое изображение. При этом, яркость каждого пикселя маски слоя определяет степень непрозрачности соответствующего пикселя маскируемого слоя.

Поэтому маска слоя – очень удобный инструмент для работы со сложными изображениями. Ведь не обязательно обрезать изображение в каком-либо слое. Можно просто замаскировать его ненужную часть, и она станет прозрачной. Но, в таком случае, можно редактировать видимость слоя, редактируя маску. Ведь само изображение в слое сохранилось целиком, чего не скажешь, если мы просто удалим ненужные пиксели изображения.

Маскировать можно любой слой, и этим самым мы можем маскировать части текста или фигур контрастными масками или полутоновыми, делая текст переменно прозрачным.
Слои именуются. Каждый слой имеет свое оригинальное имя. При создании слоя программа подсказывает или присваивает слою определенное стандартное имя. Но, если мы планируем сложную композицию, следует продумать свой стандарт названий слоев. Например, «Ветка левая», «Рука», «Губы», «Белая буква» и тому подобное. В таком случае, мы легко сориентируемся в часто возникающем многообразии слоев.

Слои можно группировать, «складывая» их в подобие папок в палитре Слои. Группы (папки) слоев как и сами слои можно включать и выключать (менять видимость), изменять прозрачность и режимы наложения, а также применять корректирующие слои только к слоям группы. Группы слоев можно превращать в смарт-объекты и редактировать отдельно, как самостоятельное многослойное изображение. Можно создавать вложенные группы, подобно вложенным папкам в Windiws, когда какая-либо группа содержит в себе другие группы. Уровень вложения групп слоев не ограничен.

Отдельные слои и группы можно объединять (сливать) в один обычный слой. Сокращение числа слоев упрощает работу с изображением, снижает затраты необходимой памяти компьютера и ускоряет работу программы.

Некоторые простые примеры с многослойными изображениями

Пример 1. Наложение размытого слоя. Исходное фото (рисунок 1) загрузили в программу и создали дубль единственного фонового слоя.


Рис. 1. Исходное фото

Дубль слоя можно создать выделив его в палитре Слои и выполнив команду Скопировать на новый слой в меню Слои – Новый, или клавиатурным сокращением <Ctrl>+J, или нажать на изображение правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать Создать дубликат слоя… 


После клонирования слоя у изображения появится два идентичных слоя. Причем, дубликат полностью закроет оригинальный (фоновый) слой. В палитре Слои выделяем слой-дубликат (он находится прямо над слоем-оригиналом, и нужно просто убедиться, что этот слой уже выделен) и в меню Фильтр – Размытие выбираем команду Размытие по Гауссу…, а в диалоговом окне этой команды устанавливаем небольшое значение радиуса размытия (с сохранением узнаваемости). Величина размытия контролируется нами визуально. Результат приведен на рисунке 2.


Рис. 2. Изображение, размытое в слое-дубликате

После размытия верхнего слоя-копии устанавливаем степень его непрозрачности в палитре Слои, регулируя ползунок Непрозрачность: до уровня примерно 10–40%, как показано на рисунке 3.


Рис. 3. Установка уровня непрозрачности в палитре «Слои»

Получившееся изображение (рисунок 4) содержит размытие, сквозь которое четко видно исходное изображение, что напоминает изображение в слабом тумане. Достигнут эффект, который в "доцифровые" времена давал довольно дорогостоящий светофильтр «Нерезкая маска».


Рис. 4. Результат

Пример 2. Когда фигуру дорисовывает воображение. Часто именно тень позволяет в полной мере прорисовать изображение, придать ей облик и объем. Бывает, что мы наблюдаем тень, а само изображение «рисует» наше воображение. Фотографии, где нет теней называют «плоскими». Они скучны и неинтересны. А тень, наоборот, придает фотографии объем, делает ее привлекательнее, интереснее. Поэтому, например, природу рекомендуется снимать на восходе или во время заката, когда низкое солнце удлиняет и усиливает тени, делая их контрастнее и прорисовывая предметы. При этом, нужно следить, чтобы не получились слишком контрастные тени. Чтобы понять роль тени, достаточно сделать фото одного и того же места днем и в рассветно-закатное время и сравнить их.

Для нашего примера командой Новый меню Файл создадим изображение с параметрами, указанными в диалоговом окне на рисунки 5. Так как мы указали Содержание фона: Белый, то первый единственный слой будет фоновым белого цвета. Нефоновый прозрачный слой был бы создан, если бы мы указали Содержание фона: Прозрачный.


Рис. 5. Создание изображение белого квадрата 600х600 пикселей

Командой Слой… меню Слои – Новый или нажатием <Ctrl>+<Shift>+N создаем новый слой, который пока прозрачен. Инструментом Овал выделяем окружность размером меньше размера изображения и, наведя курсор внутрь выделения, меняем ее положение, чтобы она находилась в центре, как на рисунке 6.


Рис. 6. С нажатой клавишей <Shift> выделяем окружность так, чтобы она была меньше рисунка и находилась в его центре

Нажатием <Shift>+<F5> вызываем диалоговое окно заливки и устанавливаем в нем 100% непрозрачности и белый цвет заливки (рисунок 7).


Рис. 7. 100% непрозрачности и белый цвет заливки в диалоговом окне Заполнить

Белый круг по белому фону, конечно, не виден. Создаем тень от слоя. Для этого нажатием <Ctrl>+D снимаем мешающее нашему обзору выделение. Затем меняем стиль отображения слоя, для чего нажимаем по невидимому кругу правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбираем команду Параметры наложения… (рисунок 8).


Рис. 8. Выбираем в контекстном меню «Параметры наложения…»

В появившемся диалоговом окне Стиль слоя (рисунок 9) кликаем по нижней строчке Тень.


Рис. 9. Диалоговое окно Стиль слоя

В правой части диалогового окна появится панель выбора параметров эффекта, которые устанавливаем, как на рисунке 10.


Рис. 10. Параметры тени в диалоговом окне «Стиль слоя - Тень»

Здесь Режим наложения определяет, в какак изображение тени будет накладываться на нижележащие слои. Непрозр. определяет уровень непрозрачности тени. Угол задает направление источника освещения. Смещение определяет, на сколько пикселей будет смещена тень от изображения слоя. Размах требуется, если мы хотим сделать тень больше объекта и задает число пикселей, на которое тень будет выступать из-за его пределов. Размер имеет несколько неудачное наименование, поскольку он определяет радиус размытия границ тени.  Получаем результат №1 (рисунок 11).


Рис. 11. Результат - как бы приподнятый над белой поверхностью плоский круг, отбрасывающий тень от рассеянного источника освещения

Варьируя некоторые параметры диалогового окна, можем получить и другие варианты, как, например, на рисунках 12 и 13.



Рис. 12, 13. Изменением значения Непрозрачности на левом изображении тень сделана более легкой, на правом – более тяжелой

Для результата №2 создадим выделение в виде круга по центру изображения и, выбрав на Панели инструментов инструмент Прямоугольная область и нажав <Shift> добавим к нему прямоугольное выделение, как на рисунке 14.


Рис. 14. Выделенная область в форме круга, пересеченного низким широким прямоугольником

При необходимости подправьте выделение, помести курсор мыши внутрь выделения. Затем нажмите клавишу <Delete>. Выделенная область очистится и получим результат №2. Снимите выделение нажатием <Ctrl>+D (рисунок 15).


Рис. 15. Результат 2. Два сегмента кольца выглядят, как бы приподнятыми над белой плоскостью

Можно варьировать параметрами Стиль наложения, а также менять цвет и форму фигур в слое, делать разными фон и фигуру (рисунок 16). Такой прием интересен тем, что с его помощью можно создавать оригинальные эмблемы и логотипы.



Рис. 16. Разноцветные фон и слой. Это достигнута применением корректирующей команды Цветовой тон/Насыщенность… к каждому слою в отдельности



То же самое можно сделать с белым текстом на белом фоне (рисунок 17).


Рис. 17.  Тень под белым текстом на белом фоне

Пример 3. Пушистик (Идея найдена в интернете). Как рисовать забавного Пушистика в Adobe Photoshop. Пример маленький и легкий. Создадим новой изображение 500х500 пикселей, как в предыдущем примере, в нем создадим новый прозрачный слой (<Ctrl>+<Shift>+N) и по его центру выделим окружность размером чуть поменьше, чем размер холста, как показано на рисунке 18.


Рис. 18. Выделим окружность и разместим ее в центре двухслойного изображения

Нажатием клавиши Q или другим способом переходим в режим Быстрая маска. Напомним, что в Adobe Photoshop выделение, по сути, является полутоновым изображением, где яркость пикселя определяет степень выделения соответствующего ему пикселя изображения. Режим Быстрая маска показывает выделение именно как полутоновый рисунок, но в красном цвете и наложенным на изображение с непрозрачностью 50% (рисунок 19).


Рис. 19. Режим "Быстрая маска"

Розовый фон –  цвет невыбранной области в режиме "быстрой маски". Применяем фильтр Разбрызгиваие в меню Фильтр – Штрихи – Разбрызгивание или, если его там нет, в меню Фильтр – Галерея фильтров, где в диалоговом окне находим Штрихи, а в них – Разбрызгивание.


Рис. 20. Применение фильтра Разбрызгивание к слою Быстрая маска 

Выключаем режим Быстрая маска (снова клавиша Q).



Рис. 21. После выхода из режима Быстрая маска


Выйдем из Быстрой маски в нормальны режим, где линия выделения – анимационный пунктир. В диалоговом окне выбора основного цвета выбираем цвет #fec003 (шестнадцатеричное представление цвета).


Рис. 22. Задаем цвет заливки – #fec003

Создаем новый слой (<Ctrl>+<Shift>+N). Заливаем наше выделение 100-процентным основным цветом, хотя можно и другим на собственное усмотрение (на новом слое) и отменяем выделение (<Ctrl>+D).



    
Рис. 23, 24. Заливка основным цветом 100% и результат заливки (внизу)

Применим фильтр Добавить шум… меню Фильтр – Шум с настройками, показанными на изображении ниже.




Рис. 25, 26. Настройки фильтра Добавить шум... и результат его применения

Перед применением фильтра Добавить шум… можно слегка разрисовать Пушистика, к примеру, как на рисунках 27, 28.




Рис. 27, 28. Разрисованный пушистик до и после применения фильтра

Применяем фильтр Радиальное размытие… в меню Фильтр – Размытие с настройками: Степень – 65, Качество – хорошее, Метод – линейный. Степень зависит от длины, с какой мы желаем нарисовать ворсинки, и чем больше Степень, тем длиннее ворсинки.




Рис. 29, 30, 31. Настройки и применение фильтра Радиальное размытие и ее применение для неразрисованного и разрисованного Пушистика

Добавим Пушистику объёма фильтром Эффекты освещения меню Фильтр – Рендеринг (рисунки 32, 33, 34). Ре́ндеринг — визуализация, термин компьютерной графики, обозначающий процесс получения изображения по какой-либо модели описания объектов или явлений в виде данных. Иными словами, это реализованное программно преобразование какого-либо изображения через накопленные данные о том, как оно должно выглядеть в определенных условиях.



Рис. 32, 33, 34. Настройка рендерига и результаты для обоих вариантов Пушистика

Теперь мы можем нарисовать нашему Пушистику глаза, руки, тень или вырезать и скопировать их с любого изображения. Например, возьмем изображение глаз из интернета, как на рисунке 35.

Рис. 35.  Рисунок глаз, взятый в интернете

Эти глаза можно скопировать нажатием правой кнопкой мыши и выбором в контекстном меню команды Копировать картинку, а затем вставить в изображение в виде слоя командой Редактирование – Вставить. Мы можем подогнать изображение глаз по размеру и наклону командой Свободное трансформирование (<Ctrl>+T) меню Редактирование (рисунок 36). Завершение операции трансформирования - нажатием клавиши <Enter> или двойным щелчком по области трансформирования.


Рис. 36. Трансформирование слоя глаз поворотом и масштабированием

Инструментом Волшебная палочка выделяем белую область вокруг глаз и бровей и удаляем ее клавишей <Delete> (рисунки 37, 38, 39).

  



Рис. 37, 38, 39. Выделение Волшебной палочкой и удаление белых пикселей вокруг глаз для раскрашенного и обычного пушистика

Нос Пушистику можно нарисовать, создав новый слой (<Ctrl>+<Shift>+N), заполнив его, например, серым или коричневым цветом на 100% (<Shift>+<F5>) и применив тот же фильтр Эффекты освещения меню Фильтр – Рендеринг, чтобы придать объем (рисунок 40).



Рис. 40. Нос лучше рисовать в новом слое


Губы, руки, уши создаются по желанию или подбираются из найденного в интернете и, по примеру глаз, приставляются, поворачиваются и трансформируются.

Тень должна быть внизу. Поэтому создается новый слой в самом низу над фоновым. На нем выделяется горизонтальный овал, который заливается черным цветом и размывается фильтром Размытие по Гауссу мню Фильтр – Размытие. После этого у слоя устанавливается небольшая степень непрозрачности, и рисунок готов. Если слить слои, получится приятная зверюшка. (рисунок 41).


Рис. 41. Готовый результат

Впрочем, прежде, чем сливать слои в один командой меню Слои - Выполнить сведение, сохраните, все-таки, документ в формате Adobe Photoshop, так как он может Вам понадобиться для продолжения редактирования. Например, применение корректирующего слоя Цветовой тон/Насышенность позволит менять окрас пушистика. Можно пририсовывать или менять какие-то детали, помещать пушистика в разную обстановку, даже в фото.

  

Рис. 42, 43, 44. Различные варианты окраски Пушистика

Вопросы для самоконтроля
  1. В чем состоит важность использования слоев при работе с изображениями?
  2. Что представляет собой многослойное изображение?
  3. Какие операции возможны со слоями?
  4. Что такое "слой-маска"?
  5. Что делает корректирующий слой?
  6. Сколько типов слоев существует в Adobe Photoshop?
  7. Что представляет собой текстовый слой? Какие операции допустимы в нем?
  8. Что может содержать векторный слой?
  9. Охарактеризуйте заполняющие слои: что это такое, какие типы их бывают?
  10. Что такое смарт-слой, зачем он применяется и как?
  11. Что такое "группировка слоев?
Задания для самостоятельного выполнения
  1.  Загрузите выбранное Вами изображение, создайте дубль фонового слоя, у копии поменяйте яркость и контрастность. Понаблюдайте, что меняется при включении и выключении его видимости.
  2. Повторите пример 1 с другой фотографией. И с портретом.
  3. Размойте дубликат командой Размытие по Гауссу... меню Фильтры - Размытие. создайте прямоугольное выделение по центру этого слоя, нажмите клавишу <Delete>. Снимите выделение щелчком мыши рядом с выделением. Опишите, что получилось.
  4. Повторите пример 2 создайте в верхнем слое белое изображение другой формы и повторите операции. Отредактируйте его, отрезая и добавляя белые области.
  5. Командой Цветовой фон/Насыщенность... тонируйте изображения верхнего слоя п. 4 в произвольный цвет, фон залейте таким же цветом. 
  6. Пример 2 повторите для произвольного короткого текста.
  7. Повторить пример 3 для другого цвета, чем приведено там.
  8. Кликните по первой иллюстрации раздела - изображению Пушистика, скачайте файл Photoshop с его многослойным изображением. Разберитесь со слоями и переименуйте их по названиям. Для того, чтобы определить к какой детали относится слой, можно включать и выключать его видимость.


Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мои рекламные баннеры и заготовки Набор баннеров по федеральному проекту Три учебных курса по программам повышения квалификации по федеральн...