3.19.2019

2.2.7. Контуры

Предыдущий раздел
К оглавлению
Следующий раздел

Хотя Adobe Photoshop – растровый графический редактор, в нем предусмотрено использование векторных объектов. Это - линии, называемые контурами. Сами по себе контуры в Adobe Photoshop представляют собой рабочие объекты-линии, не имеющие толщины и цвета. Но они – вспомогательный инструмент для выполнения различных действий. Они позволяют создать точное выделение сложной формы, могут применяться для размещения текста по кривой линии и многое другое. 
При сложном фотомонтаже контуры помогут естественным образом и точно выделить нужные объекты для размещения их в качестве монтируемых слоев базовых изображений. 
Контуры можно сравнить с лекалами, используемыми в традиционном (на бумаге и обычным инструментом) техническом черчении, портняжном деле, при кровельных и слесарных объектах. Только в традиционном деле лекала представляют собой заранее заготовленные криволинейные шаблоны, а в случае с Adobe Photoshop они строятся Вами с любой кривизной, соединениями, масштабом и наклоном. От этого контуры в нашем случае не только не потеряли своей актуальности, но и стали еще более употребимы.
Построив любой контур, можно выполнить его обводку линией. Если мы построили замкнутый контур, то можем выполнить заливку внутренней области в любой цвет или выполнить градиентную заливку. Можно преобразовать контур в выделенную область.
В чистом виде контуры использоваться не могут, но их использование на промежуточном этапе позволяет добиться высокой точности. Рассмотренные нами ранее инструменты Adobe Photoshop для рисования прямоугольников, эллипсов и других фигур по сути создают контуры заданной формы. Разница здесь лишь в том, что у этих инструментов форма контура предопределена, и их внутренние области окрашиваются в выбранный цвет. А сами контуры могут иметь цвет, текстуру и толщину.
Как все векторные объекты, контуры, имеют четкие границы, четкость которых не зависит ни от качества, разрешения и масштаба изображения. 
Все контуры, созданные в изображении, доступны в палитре Контуры.
Использование контуров в сочетании со слоями, масками, инструментами рисования и заливки в руках дизайнера или фотографа дает подчас самые невероятные результаты. Особенно в тех случаях, когда требуется создание выделений объектов на, слившихся с фоном.
Вопрос работы с контурами достаточно сложен особенно для тех, кто ранее не работал с редакторами векторной графики, а в большинстве случаев для их применения достаточно общей информации.

Инструменты для работы с контурами

Контур состоит из одной или нескольких векторных фигур, а векторная фигура состоит из одного или более отрезков прямых или сегментов кривых линий, соединенных между собой в так называемых "узловых точках". Таким образом, узловые точки задают положение конечных точек отдельных сегментов контура. Гладкие кривые соединяются узловыми точками, которые называются "точками сглаживания". Контуры с изломом в месте их соединения соединяются так называемыми "точками преломления". 
Форма сегментов контура (кривизна и направления касательных линий в узловых точках) задается направляющими, которые на экране изображаются выходящими из узловых точек. На концах направляющих изображены рукоятки, которые можно перемещать в любое положение, задавая направление касательных и кривизну сегмента. 
Контур может быть замкнутым (не имеющим начала и конца). К замкнутым, например, относятся эллипсы и многоугольники. Контур может быть разомкнутым (открытым), если у него имеются конечные точки (к примеру, отрезок или волна).

Рис. 1, 2. Замкнутый и открытый контуры (слева) и типы опорных точек контура (справа)
  
 

Рис. 2, 3. Направляющие опорных точек имеют рукоятки, ручное перемещение которых позволяет регулировать направление касательных и кривизну сегментов кривых линий. Для точек сглаживания направляющие в обе стороны находятся на одной прямой. То есть, оба соединенных в данной точке сегмента имеют одну касательную, но разную кривизну, задаваемую длинами направляющих. У узловых точек рукояток нет

Контуры задаются как последовательность узловых точек, соединенных линиями, и сохраняются совместно с растровыми изображениями в собственном формате файлов  Adobe Photoshop.
Основными инструментами для работы с контурами являются инструменты группы Перо, которая состоит из пяти инструментов, позволяющих создавать и редактировать векторные контуры, и инструменты Выделение контура и Выделение узла.

 

Рис. 4. Основные инструменты работы с контурами

Контур задается набором его вычерченных вручную узловых точек.
Инструмент Перо является базовым инструментом построения контуров и предназначен для плавного вычерчивания контура с управлением его направлением и кривизной сегментов. Сначала мы наводим курсор в место очередной опорной точки, кликаем левой кнопкой мышки (ставим опорную точку) и не отпуская кнопку мышки протягиваем курсор в сторону направляющей на расстояние, которое достаточно для плавного изгиба. 
Отпустив кнопку мышки, мы можем тут же вернуться к редактированию направляющей, двигая рукоятки направляющих текущей опорной точки и рукоятку предыдущей опорной точки. Так продолжается процесс, пока мы не замкнем контур. При замыкании контура следует поставить курсор на начальную точку, дождаться, пока рядом с отметкой курсора появится маленький кружок и нажимаем левую кнопку мышки.

 

Рис. 5, 6. Слева – процесс создания контура при рисовании, справа – процесс обведения объекта на фото с целью создания плавного выделения. Масштаб изображения справа увеличен до 300%

При построении плавного выделения по фотографии с целью выделения какого-либо объекта для лучшего очерчивания следует увеличить масштаб отображения до 300% и более. Если описываемый объект имеет «отверстия», то есть его невозможно описать одной замкнутой линией, следует построить по замкнутому контуру для каждой «дырки», то есть области прозрачности.
Инструмент Свободное перо удобен тем, для плавного и точного очерчивания контура вокруг четкого объекта обычно не надо ставить много опорных точек. Для описания дуги обычно достаточно поставить три точки (начало, средняя точка и конец дуги), управляя положением рукояток. При соответствующем навыке качественное описание Пером не составляет проблем.
При работе этим инструментом нужно учесть, что на фото границы объекта слегка размыты. Поэтому при создании выделенной области имеется опасность появления «каймы» он фона, окружающего объект. Во избежание появления такой каймы нужно слегка (на 1–2 пикселя) отступать от края объекта, чтобы отсечь пиксели фона.
Созданный замкнутый контур может быть дополнен другими замкнутыми контурами. Все контуры могут быть отредактированы. В палитре Контуры этот контур (или эти контуры) обозначен под именем Рабочий контур. Чтобы сохранить контур, ему следует присвоить постоянное имя. Для этого дважды кликните левой кнопкой мыши по названию контура в палитре Контуры. В появившемся диалоговом окне измените имя контура или оставьте стандартное имя. Контур будет сохранен.

 
  
Рис. 7, 8. Чтобы присвоить рабочему контуру постоянное имя, дважды кликните левой кнопкой мыши по названию контура. В появившемся диалоговом окне измените имя контура или оставьте стандартное имя. Контур сохранен
С помощью сохраненного контура можно создать соответствующее ему выделение. Для этого следует нажать клавишу <Ctrl> и, не отпуская ее, кликнуть по миниатюре данного контура в палитре Контуры. Образовавшуюся выделенную область можно, к примеру, скопировать и вставить в другое изображение или же клонировать на новый слой.

 
   
Рис. 9, 10. По контуру была создана выделенная область, которая была скопирована в буфер и вставлено в новое изображение. Справа – начало составление композиции из вырезанной области

Инструмент Свободное перо предназначен для вычерчивания векторного контура подобно тому, как мы пользуемся инструментом Лассо. При этом программа сама пытается расставить опорные точки и выбрать направление и кривизну исходя из вычерчиваемой Вами траектории. Этим инструментом оконтуривать значительно быстрее, чем инструментом Перо, но с помощью мышки сложно получить точные кривые. Поэтому получившуюся кривую обычно приходится редактировать настолько долго, что Перо, в совокупности, дает более быстрые и надежные результаты. Профессиональные дизайнеры применяют данный инструмент при работе профессиональным планшетом.


Рис. 11. С помощью инструмента Свободное перо редко получаются точные контуры при работе мышкой

Инструмент Перо+ предназначен для добавления новых узловых точек к имеющемуся векторному контуру, с его помощью можно изменить форму контура, переместить узлы или направляющие.
Инструмент Перо- предназначен для удаления опорных точек. При этом оставшиеся соседние точки замыкаются с учетом кривизны и направления касательных на их концах. При пользовании этим инструментом надо подвести к удаляемому узлу, дождаться, пока курсор не примет соответствующий вид и только тогда кликнуть левой кнопкой мышки.
Инструмент Угол предназначен для преобразования точек сглаживания в угловые. При пользовании этим инструментом надо подвести к редактируемому узлу, дождаться, пока курсор не примет соответствующий вид и только тогда кликнуть левой кнопкой мышки.
Инструмент Выделение контура позволяет выбрать контур кликом левой кнопки мышки по нему. Невыбранный контур будет отображен линией однопиксельной толщины экрана в инверсном цвете. То есть, на белом фоне, например, он будет черным, а на черном – белым. При выбранном контуре он будет отображен уже с выделенными жирным опорными точками.

 
  
Рис. 12, 13. Отображение невыбранного (слева) и выбранного контуров инверсным цветом. Фактически же линии контуров не имеют атрибута цвета и толщины

Инструмент Выделение узла позволяет выбрать контур (если он не выбран), а в выбранном контуре выбрать оперную точку. У опорной точки появляются направляющие с рукоятками на концах. Такие же направляющие появляются и у соседних точек, но только со стороны выделенной опорной точки.


Рис. 14. Отображение контура с выделенной опорной точкой. У опорной точки и ее соседей появились направляющие с рукоятками

Не рекомендуется отрываться и переключаться на другие дела, если Вы редактируете контур и не сохранили его. Иначе какое-либо переключение на другую панель или иное действие могут привести к его исчезновению.

Панель настройки инструмента Перо

Панель настройки инструмента Перо располагается при его выборе вверху окна программы под главным меню.


Рис. 15. Панель настройки инструмента Перо
На панели настройки параметров инструмента Перо отметим следующие элементы:
В раскрывающемся списке значение Фигура предназначено для включения и отключения режима создания слоя фигур. Если выбран этот режим, создан слой фигур, у которых можно управлять внутренней заливкой и форматом контуров. Значение Контур предназначено для режима создания контура. Если этот режим выбран, программа будет создавать контуры. Значение Пиксели предназначено для включения режима заливки внутренней области фигуры цветом переднего плана. В этом режиме Photoshop будет заполнять внутреннее пространство фигуры основным цветом.
Кнопка Сделать: является командой для того, чтобы при завершении построения или редактирования контура создать ВыделениеМаску или Фигуру независимо от выбранного режима.
Если создается Фигура, то ей присваиваются атрибуты (цвет, текстура, прозрачность и другие параметры) контура и фона.
При создании Маски для текущего слоя изображения создается векторный слой-маска, маскирующий (делающий прозрачными) все области, которые не включены внутрь контура. Если создается векторная маска слоя, то при клике мышкой в палитре Слои на ее миниатюру, стоящую рядом с миниатюрой маскируемого слоя, появится панелька свойств векторной маски.


Рис. 16, 17. Панель свойств векторной маски (слева от панели Слои)
В панели Свойства векторной маски слоя можно управлять плотностью маски, а значит – непрозрачностью маскируемых областей соответствующего слоя, и растушевкой (размытием) границ контура.


Рис. 18. Управление настройками векторной маски слоя. Создана векторная маска с высоким уровнем растушевки

Нажатие кнопки Выделение… вызывает диалоговое окно Выделить область, в котором можно задать уже знакомые нам параметры Рендеринга (Флажок Сглаживание и величину радиуса Растушевки).


Рис. 19. Диалоговое окно «Выделить область» команды «Выделить…» в панели свойств инструмента Перо
Если же в нашем изображении в момент вызова команды Выделение… уже имеется выделенная область, то активными станет группа переключателей, с помощью которой можно задать действие с ней при создании нового выделения по текущему контуру.
Кроме того, при появлении диалогового окна Выделить область… вверху под главным меню (вместо панели свойств инструмента) появляется дополнительная панель, позволяющая уточнить операцию создания выделения по контуру.
В панели свойств инструмента Перо кнопка Операции с контуром () вызывает падающее меню, позволяющее определить, что будет сделано с создаваемым отдельными фигурами контура при создании векторной слой-маски, превращении контура в слой-фигуру или создании выделенной области (см. иллюстрацию ниже).


Рис. 20. Падающее меню кнопки «Операции с контуром»

Кнопка Выравнивание контура () вызывает падающее меню, которое производит операции выравнивания с фигурами контур, выделенными инструментом Выбор контура. (см. рисунок 21).


Рис. 21. Падающее меню кнопки «Выравнивание контура»

Это меню служит, чтобы выровнять по одной линии самые левые, правые, верхние, нижние крайние точки выделенных фигур контура, их вертикальные центры или горизонтальные центры выделенных фигур в зависимости от команды меню. При этом, если в нижних двух строках меню поставлена галочка на строке Выровнять по холсту, то выравнивание будет произведено по соответствующему краю холста или его соответствующему центру (вертикальному или горизонтальному) в зависимости от команды. Если же галочку поставить на строке Выровнять по выделенному фрагменту, то выравнивание будет по соответствующей линии, касающейся самой крайне точки совокупности выделенных фигур контура (левой, правой, верхней или нижней) в зависимости от команды выравнивания. 
При выравнивании по вертикальному или горизонтальному центру линией выравнивания центров фигур контура будет линия их среднеарифметического центра.
Кнопка Упорядочение контура () вызывает падающее меню, которое позволяет менять порядок фигур контуров в их «стопке» – переместить вперед (на фигуру вверх) или назад (на фигуру вниз), когда соседние по «стопке» фигуры меняются местами. А команды Фигура на передний план и Фигура на задний план позволяют переместить ее в самый верх или низ «стопки», соответственно.


Рис. 22. Падающее меню «Упорядочение контура»

Панель настройки инструмента Свободное перо имеет вид практически такой же, как у инструмента Перо за исключением кнопки-иконки с изображением магнита (), нажатие на который включает «магнитные» свойства пера по типу инструмента Магнитное лассо, и кнопки с иконкой шестеренки (), нажатие на который вызывает появление падающего меню настройки его «магнитных» свойств.


Рис. 23. Окно настройки «магнитных» свойств инструмента Свободное перо

Меню и контекстное меню палитры Контуры

  
Рис. 24, 25. Меню палитры Контуры (слева) и контекстное меню, появляющееся при нажатии правой кнопкой мышки на строку контура

Команда Новый контур позволяет начать создавать новый контур. Если у Вас уже нарисован контур, и Вы не выполнили эту команду, то любая нарисованная инструментами группы Перо, фигура будет относиться к этому контуру. Для выделение разных объектов лучше пользоваться разными контурами. Но сначала поименуйте текущий контур, если он еще носит название Рабочий контур двойным кликом по его имени в палитре Контуры или выбрав команду Сохранить контур в меню палитры Контурв.
Команда Создать дубликат контура вызывает диалоговое окно задания имени дубликата и создает дубликат, который можно редактировать отдельно от оригинала.
Команда Удалить контур удаляет весь контур. При работе с контурами будьте осторожны с нажатием клавиш <Delete> и  <Backspace>, так как они могут вызвать удаление не контура, а только точки, или не точки, а целиком контура, а также могут удалить целиком другие контуры помимо рабочего. Удалять контуры лучше этой командой, а точки – инструментом удаления опорных точек.
Команда Образовать рабочий контур… выполняется при наличии выделенной области и обрисовывает ее контуром. При ее выполнении вызывается диалоговое меню задания точности обрисовки. Слишком большо1 допуск ведет к нарушению точности, а слишком малый – к появлению большого числа опорных точек ы контуре, который из-за их количества будет сложно редактировать.
Команда Выделить область… ведет к появлению диалогового окна Выделить область, которое мы уже рассматривали чуть выше при изучении панели настройки инструмента Перо. Результат– создание выделенной области по текущему контуру.
Команды Выполнить заливку контура… и Выполнить обводку контура… действуют так же, как если бы контур был границей выделенной области. При этом команда заливки почти соответствует команде заливки выделения за исключением параметров Рендеринг (Растушевка и Сглаживание). А команда обводки вызывает диалоговое окно выбора инструмента обводки (см. иллюстрацию ниже).


  
Рис. 26, 27. Диалоговые окна заливки и обводки области контура

В этом диалоговом окне можно выбрать любой из предложенных в падающем меню инструментов. При этом у выбранного инструменты будут те параметры настройки, которые ему были заданы в палитре настройки инструмента, включая форму кисти. Поэтому, для рисования художественно оформленных линий можно предварительно создать линии обводки группой инструментов Перо, затем выбрать желаемый инструмент, форму, размер и другие параметры его кисти, а затем выполнить обводку данной командой. 
Если при этом установить флажок Имитировать нажим, толщина линии обвода  (если она не замкнута), будет утоньшаться от центра к концам контура.


Рис. 28. Меню выбора инструмента обводки контура
Команда  Параметры панели позволяет задать размер миниатюр в палитре Контуры или вообще отказаться от них.

Примеры использования контуров

Пример 1. Вырезание контура человека.
1. Сохраните на диске фото, кликнув правой кнопкой мышки по фото и в контекстном меню выбрав команду Сохранить картинку как…


Рис. 29. Исходное фото

2. Загрузите изображение в Adobe Photoshop


Рис. 30. Открытие изображения

Увеличьте масштаб его отображения на экране в 300–500% и подведите инструментом Рука () окно отображения к какому-либо краю модели, лучше – острому углу, где будет видно, как сходятся начало и конец изображения.
Напоминаем, что инструмент Рука оперативно вызывается нажатием на клавишу пробел. При отпускании пробела возвращается прежний инструмент. В данном случае, это будет инструмент Перо.


Рис. 31. Обводку контура лучше начинать где-нибудь с острого угла объекта

3. Выберите инструмент Перо, поставьте начальную точку, допустим, на ногте указательного пальца и начните обводить контур так, чтобы, во избежание появления каемки при вырезании, он заходил на изображение девушки где-то на пиксель. Обводку можно делать как по часовой стрелке, так и против. Некоторые мелкие складки и неровности можно обходить, просто «общелкивая» контур, тогда он будет состоять из отрезков прямых, что вряд ли будет заметно на фото.


Рис. 32. Момент обводки контура ноги

Излишне гладкие контуры неестественны, поэтому такие неровности, как складки и шнурки должны быть обведены или обозначены. На нерезких частях изображения старайтесь угадать край объекта таким образом, чтобы за ним не проглядывалось каймы фона.


Рис. 33. На нерезких участках в первую очередь следует избавляться от возможного появления при обрезки по контуру каймы фона

Волосы следует обводить так, чтобы надежно не попал фон. При необходимости, если по контуру мы будем создавать выделенную область,  их потом можно попытаться «довыделить» инструментарием Уточнить край.


Рис. 34. Обводка контура волос

При завершении обводки контура подведите курсор к начальной точка и, когда рядом с отметкой курсора в форме пера справа снизу появится маленький кружок, кликните правой кнопкой мышки. Обводка, представляющая собой замкнутый контура построена. Двойным кликом по имени Рабочий контур сохраните его, присвоив ему имя.

  
 


Рис. 35. Кружок завершения для замыкания фигуры контура. Фигура будет создана, если кликнуть левой кнопкой мышки

4. Тщательно просматриваем и редактируем фигуру. Но контур может быть еще не завершен, если в обводимой фигуре имеются «дыры», сквозь которые виден фон. Для случая дыр оконтуриваем их тем же инструментом Перо, но в панели свойств инструмента Перо выбираем режим Вырезания.


Рис. 36. Режим «вырезания выбирается в кнопке-меню панели свойств инструмента Перо

В нашем же случае «дыр» нет.
5. В меню палитры Контуры выбираем Выделить область… и в появившемся диалоговом окне задаем радиус растушевки 1 и устанавливаем флажок Сглаживание.

  


Рис. 37. Создаем выделенную область
6. Выбираем команду Уточнить край… в меню Выделение или нажимаем ее клавиатурный эквивалент<Ctrl>+<Alt>+R.


Рис. 38. Нажимаем <Ctrl>+<Alt>+R, чтобы скорректировать выделение волос

7. В Режим просмотра устанавливаем полупрозрачный красный фон, чтобы визуально контролировать выделение.


Рис. 39. Полупрозрачный красный цвет невыделенной области помогает визуально контролировать выделение

8. Устанавливаем визуально диаметр Кисти в панели настройки инструмента под главным меню. У нас это 8.


Рис. 40. Параметр Кисти для уточнения края выделения волос

9. Кистью отрисовываем волосы со стороны невыделенной области, задав предварительно в диалоговом окне Уточнить край параметры, как на иллюстрации ниже.


Рис. 41. Настройка диалогового окна Уточнить край и отрисовка волос

10. Нажав <Ctrl>+J, дублируем выделение на новый слой, а фоновый слой делаем невидимым, что еще раз проконтролировать контур выделения и, при необходимости, поправить его инструментами рисования.


Рис. 42. Убрав видимость фонового слоя, контролируем край выделения, чтобы, при необходимости, поправить его

11. Теперь у нас имеется вырезанная фигура девушки, которую, при необходимости можно вставить в любой фотомонтаж.

  

Рис. 43. Примеры использования фигуры в фотомонтажах

Пример 2. Вырезание контура человека
Для этого примера воспользуемся той же фигурой девушки, которую мы вынесли на отдельный слой в примере 1.
1. Перейдите на слой с девушкой, клавиатурным сочетанием <Ctrl>+A выделите весь холст и клавиатурным сочетанием <Ctrl>+C скопируйте в системный буфер.
2. Клавиатурным сочетанием <Ctrl>+N создайте новое изображение размером 1400х1800 пикселей с белым фоном.


Рис. 44. В диалоговом окне создания нового изображения задайте эти параметры

3. Инструментом Градиент с радиальной заливкой залейте его, как показано на иллюстрации ниже. Затем клавиатурной командой <Ctrl>+V вставьте в новый слой фигурку девушки из системного буфера, нажмите <Ctrl>+T для того, чтобы вызвать команду Свободная трансформация. Уменьшите фигурку и поверните, как на иллюстрации.


Рис. 45. Заливка фона со светлым пятном делается для создания ощущения яркого освещения сверху, так как девушка на исходной фотографии была ярко освещена солнцем

4. Воспользовавшись инструментом Перо, нарисуйте спиральный контур вокруг девушки примерно так, как показано на иллюстрации ниже.


Рис. 46. Разомкнутый контур в форме спирали

Для того, чтобы линия обводами соответствовала спирали, нужно создавать как можно меньше узлов, регулируя изгибы и направления кривых их рукоятками. Причем, если рукоятки узлов слева «протягиваются наискосок сверху-вниз направо, то рукоятки узлов справа – наискосок снизу-вверх налево.
Можно попытаться сделать так, чтобы один из витков проходил через сжатый кулак правой руки, а второй – через ладонь левой.
5. Сохраните контур и подкорректируйте его инструментами Перо+Перо-. и Выделение узла.


Рис. 47. Диалоговое окно «Сохранить контур» вызывается двойным кликом левой кнопкой мышки по названию «Рабочий контур» в палитре Контуры

6. Задайте белый цвет переднего плана и выберите инструмент Кисть. В панели настройки инструмента под главным меню задайте параметры Кисти, как показано на иллюстрации ниже или близко к этому.

   


Рис. 47, 48. Задание параметров инструмента Кисть. Размер кисти можно контролировать, наводя инструментом на рисунок. При этом программа очертит контуры кисти (справа)

7. Создайте пустой новый слой клавиатурным сокращением <Ctrl>+<Shift>+N. Пусть слой находится над слоем с нашей фигурой девушки.


Рис. 49. Новый слой над фигурой назван «Шлейф»

8. Оставляя новый слой текущим, в палитре Контуры нажмем правой кнопкой мышки на название контура, в появившемся контентном меню выберем команду Выполнить обводку контура…, а в падающем меню Инструмент появившегося диалогового окна Выполнить обводку контура зададим Кисть.


  
Рис. 50, 51. Контекстное меню палитры Контуры и падающее меню «Инструмент» диалогового окна обводки контура

9. Обводка похоже на спираль, но, чтобы не мешал контур, его нужно сделать невидимым. Для этого кликните правой кнопкой мышки в пустом месте в палитре Контуры.


Рис. 52. Линию контура на изображении нужно «погасить», чтобы не мешала

Линия спирали находится на созданном нами новом слое. Но витки закрывают фигуру, а надо, чтобы «дальняя» часть спирали проходила за фигурой.
10. Нажимает клавишу <Ctrl> и левой кнопкой мышки кликаем по миниатюре фигурки в палитре Слои. Выделяется область, совпадающая с ней. Но текущим остается верхний слой спирали.


Рис. 53. Нажимает клавишу <Ctrl> и левой кнопкой мышки кликаем по миниатюре фигурки. Выделяется область, совпадающая с ней

11. Выбираем инструмент Ластик и задаем его параметры в палитре настройки инструмента примерно такими же, как мы задавали у Кисти.


Рис. 54. Параметры инструмента  Кисть в панели настройки инструмента

12. В верхнем слое спирали удаляем ластиком те витки, которые должны пройти за фигурой. При этом надо действовать осторожно, когда ближние и дальние витки проходят рядом, чтобы не было стерто лишнее. А выйти за пределы фигуры нам не даст выделение.


Рис. 55. Ластиком удаляем витки спирали, которые должны пройти за фигурой

13. Снимаем выделение и, нажимая кнопку создания слой-маски внизу палитры Слои (), создаем маску-заготовку для слоя спирали.
14. Нажатием клавиши D задаем черно-белые цвета палитрs, выбираем Ластимк. В панели настройки свойств инструмента устанавливаем Режим КистьНепрозрачность: 30% и мягкую кисть с Размером: 50–60 пикселей.


Рис. 56. Настраиваем Ластик для частичного удаления спирали

15. Выбираем для работы маску слоя. Для этого кликаем левой кнопкой мышки по ее миниатюре в палитре СлоиЛастиком начинаем «подчищать» верхний и нижний концы спирали. Ввиду полупрозрачности Ластика за один проход он будет «стирать» только часть слоя спирали. Поэтому, действуя в разных частях слоя по-разному, можно получить окончательное изображение примерно такое, как на иллюстрации ниже.


Рис. 57. Конечный вариант

Пример 3. Фигура в огне
Рассмотрим, как использовать разомкнутые контуры для создание охваченной пламенем фигуры.
1. Снова копируем фигуру девушки в новое изображение. Для этого создаем новое изображение размером 1400х1400 пикселей и заливаем его, допустим, темно-синим.
2. На слое с девушкой в примере 1, клавиатурным сочетанием <Ctrl>+A выделите весь холст и клавиатурным сочетанием <Ctrl>+C скопируйте в системный буфер.
3. Через меню Окно или клавиатурной командой <Ctrl>+<Tab> переходим к созданному нами изображению, клавиатурной командой <Ctrl>+V вставляем фигурку девушки из системного буфера в новый слой изображения и клавиатурной командой Свободное трансформирование (<Ctrl>+T) задаем нужный масштаб и поворот фигуры, примерно, как на иллюстрации ниже.



Рис. 58. Вставляем фигуру в новое изображение с предварительно окрашенным фоном

4. Клавиатурной командой <Ctrl>+<Shift>+N создаем выше фигурки пустой новый слой.


Рис. 59. Диалоговое окно создание нового слоя

5. Инструментом Перо очерчиваем линии начала огня примерно так, как на иллюстрации ниже. То есть, в тех местах, откуда должно начинаться пламя.


Рис. 60. Инструментом Перо прокладываем линии контура, определяющие начала пламени

  
Рис. 61. Те же линии, но для наглядности «выключен» слой с фигурой
6. Сохраняем контур, дважды кликнув левой кнопкой мышки по его имени в палитре Контуры. и введя ему имя в появившемся диалоговом окне


Рис. 62. Сохраняем контур

7. Выбираем текущим созданный нами новый слой и вызываем фильтр Огонь… в меню Фильтры – Рендеринг. Отметим, что фильтр не будет выполняться, если не выбран слой и не выбран контур в панели Контуры. В появившемся диалоговом окне задаем параметры пламени, включая его направление. При установке параметров этого фильтра в окне предосмотра можно визуально контролировать то, каким будет результат работы фильтра.


Рис. 63. Настройка фильтра Огонь…
8. Нажимаем кнопку ОК.


Рис. 64. Результат фильтра

9. Если в результирующем изображении цвет пламени намс не устраивает, его можно тонировать командой Цветовой тон/насыщенность…,в меню Изображение – Коррекция (или нажатием <Ctrl>+U), установив флажок Тонирование и выбрав цвет пламени, его насыщенность и яркость.


Рис. 65. Тонирование пламени

10. При желании можно повторить этот фильтр с другими параметрами, расположив еще один новый слой ниже фигуры. Это создаст иллюзию «охвата пламенем». А верхний слой пламени можно сделать частично непрозрачным (50%). Делаем контур невидимым, кликнув в пустом месте палитры Контурылевой кнопкой мыши.


Рис. 66. Создали еще один слой с пламенем, но уже с другими параметрами фильтра Огонь…, разместив его под фигурой, а верхний слой сделали полупрозрачным

11. Чтобы дополнить ощущение огня радиальным градиентом создаем светлое пятно в правом верхнем углу изображения и темное – в нижнем лево.


Рис. 67. Итоговое изображение

При желании можно создать несколько слоев пламени с разными контурами и настройками фильтра Огонь… Эти участки пламени можно расставлять в разных частях изображения, на разных уровнях и с разной степень непрозрачности.

Вопросы для самоконтроля усвоения материала
  1.  Что называют "контурами" в Adobe Photoshop&
  2. Отображаются ли контуры в конечном изображении?
  3. Назовите области применения контуров.
  4. Что мы можем сделать с контуром?
  5. Чем контуры отличаются от растровых линий, нарисованных инструментами рисования?
  6. Что называют "угловыми точками", а что - "точками сглаживания"?
  7. Как задается кривизна и направление касательных к опорным точкам?
  8. Что такое "замкнутый контур" и  "открытый контур"?
  9. Как сохраняются контуры в Adobe Photoshop&
  10. Назовите инструменты для работы с контурами.
  11. Расскажите о назначении каждого из инструментов для работы с контурами.
  12. Для чего желательно увеличивать масштаб изображения при обводке контурами объектов растровых изображений?
  13. Чем инструмент Свободное перо отличается от инструмента Перо?
  14. Как контуру присвоить имя?
  15. Что такое "сохранить контур"?
  16. Как по контуру создать выделенную область?
  17. Расскажите о назначении инструментов УголПеро+ и Перо-.
  18. Как контур отображается на экране монитора? А как отображаются направляющие опорных точек?
  19. Как работают инструменты Выделение контура и Выделение узла?
  20.  Расскажите о настройках, которые можно делать в панели настройки инструмента Перо.
  21. Чем панель настройки инструмента Свободное перо отличается от панели настройки инструмента Перо?
  22. Расскажите о действиях кнопок группы Сделать... панели настройки инструмента Перо.
  23. Какие параметры векторной маски можно настраивать в панели свойств маски?
  24. Расскажите о составе и действиях кнопок в панели свойств инструмента Перо.
  25. Расскажите о командах меню панели Контуры и контекстного меню данной панели.
  26. Что такое "Магнитные свойства" инструмента Свободное перо и как их настроить?

Задания для закрепления знаний
  1. Повторите действия, отображенные в иллюстрациях данного подраздела, пользуясь изображением с белым фоном размером 500х500 пикселей..
  2. Повторите примеры с данным или другим вырезанным слоем.
  3. Выберите фото, где есть объект с четкими границами. Увеличьте его до 300% и инструментом перо постройте контур по границам этого объекта.
  4. Создайте выделенную область по построенному Вами контуру.
  5. Скопируйте выделенную область на новый слой.
  6. Создайте прозрачный новый слой. 
  7. Создайте на нем обводку по контуру инструментом Кисть, предварительно настроив ее параметры, выбрав форму кисти  и основной цвет.
  8. Залейте черным цветом область, очерченную контуром.
  9. Повторите эту последовательность несколько раз для разных фото, чтобы освоить инструментарий для работы с контурами.

Мои рекламные баннеры и заготовки Набор баннеров по федеральному проекту Три учебных курса по программам повышения квалификации по федеральн...