3.06.2019

1.4.1. Простая обработка фотографий и сканированных изображений

Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел

Вам с той или иной частотой приходится иметь дело с фотографиями. Вы снимаете их на свой телефон или фотоаппарат, обмениваетесь со своими родственниками, друзьями и коллегами, скачиваете из интернета, устанавливаете в качестве заставок. Иногда или гораздо чаще Вы ставите их на страницах социальных сетей, печатаете в фотолабах, размещаете в документах, презентациях или на сайтах.
Хорошая, красивая фотография может оказаться к месту при оформлении Ваших презентаций, писем, буклетов, сайта, и, вообще, в любом тексте. Фото украшает текст, превращая его из сухого плохо читаемого и скучного набора слов, каких много вокруг, в яркий, притягивающий внимание читателя, подсознательно заставляя его прочитать то, что написано под фотографией и вокруг ее.
Если тема фотографии близка к содержанию документа, веб-страницы или сайта, текст хорошо запоминается читателям. Сегодня без интересного графического оформления все, что написано, написано - впустую! Текст без графического оформления пропускается читателем, а у прочитавшего не оставляет в памяти практически ничего. Многократно доказано, что в рекламе и в обучении визуальная составляющая определяет воспринимаемость содержания.
Выбирая фото для размещения, показа друзьям или знакомым, Вы наверняка отказываетесь от целого ряда фотографий из-за их низкого качества. Ведь читатель, встретив такое фото, вероятнее всего, поморщится и пропустит текст. Да еще и составит об авторе не очень приятное для него мнение, как о неаккуратном, небрежном человеке.
Попадаются фотографии, которые завалены в бок или вообще повернуты под прямым углом. Автор даже не знает, как повернуть фото под углом 90 градусов (или вообще под любым углом) или не придает значение тому, что фото завалено. Читателю предлагается самому крутить головой, чтобы рассмотреть сюжет. А в таких случаях просто следует применить AdobePhotoshop в самом простом его варианте.



  
Рис. 1. Пример фотографий в исходном виде ("как снято")


Рис. 2. Шутливый демотиватор, посвященный горе-фотографам (найдено в интернете)

Встречаются фото, которые автор размещает так, как он его снял – с лишними деталями, обрезанными элементами, чьими-то руками, головами и обрезками голов, проводов, машин на улице. Обычным и быстрым средством избавления от этого в AdobePhotoshop является кадрирование. Более того, кадрирование может позволить выбрать нужные пропорции сторон, нужное разрешение фотографии в зависимости от целей ее использования.


Рис. 3. Провода, машины, завал горизонте, пересветы, чрезмерная контрастность отсутствие облаков на небе отвлекает внимание от главного объекта съемки - здание первого омского кинотеатра

Иногда провода и ветки деревьев так застилают сюжет, что сложно понять, что изображено на фото. Это – артефакты, от которых следует избавляться кадрированием либо ретушированием. А иногда и выполнением фотомонтажа, апплицируя на замусоренный участок фотографии маленькие сегменты с других, «чистых» участков (если, конечно, у Вас есть время на такую монотонную работу, ведь это, по сути, почти рисование).


Рис. 4. Из-за большого числа мешающих артефактов плохо смотрится собор на заднем плане
В интернете приходится встречать фотографии, которые неконтрастны, блеклы. Такие фото было бы желательно пропустить через настройки в Adobe Photoshop – поднять яркость и настроить контрастность, отрегулировать насыщенность. Иногда полезно сменить цветовой тон фото.

 

Рис. 5. Неконтрастное фото до и после обработки

Очень часто на сайтах в интернете или в презентациях попадаются фотографии чрезмерно большого объема, лишь в публикации уменьшенные до нужного. А внутри публикации, презентации или на сайте они хранятся в исходном объеме, занимая память, загружая каналы передачи данных, замедляя просмотр или печать. Современные фотоаппараты и даже последние модели смартфонов снимают в довольно большом разрешении. Например, современные зеркальные фотокамеры могут снимать с разрешением порядка 7360x4912 пикселей (36,3 мегапикселей; файл фотографии такого разрешения занимает более 140 Мбайт) и выше. Считается, что экран монитора обычного современного компьютера, то есть компьютера, на котором читатель будет просматривать фото, редко бывает ниже 1024x768 пикселей, а наиболее распространены экраны разрешением 1280x1024 пикселей. Фото в публикации редко занимает весь экран. Обычно оно имеет размер от четверти до половины экрана. А портреты для аватара имеют размер и того меньше. При загрузке фото в социальные сети обычно происходит уменьшение размера, а иногда и его обрезка до заданных пропорций. Поэтому, загружая большое фото в альбом соцсети, мы часто впустую тратим время и создаем пиковую нагрузку на сеть. Оно там все равно будет уменьшено. Кроме того, часто при уменьшении масштабов фотографии, сервер соцсети «сжимает» ее с существенной потерей качества.То есть, загрузив большое фото в альбом социальной сети Вы рискуете в итоге получить весьма искаженную фотографию.


Рис. 6. Пример сильного сж
атия JPEG с возникновением явных артефактов, называемых артефактами JPEG
Считается, что для сайта и презентации в качестве главного фото сегодня вполне подойдет разрешение полноэкранной фотографии от 800х600 до 1200х900 пикселей, то есть объем неупакованного файла фото будет уже от 1,9 до 4,6 Мбайт. При среднем качестве сжатия JPEG эти фото займут уже раз в 10–100 меньше объема. А для неполноэкранного фото и того меньше. Если же речь пойдет о планшетах и смартфонах, то разрешение их экранов постоянно увеличивается, поэтому не стоит делать разницу между ними и экраном монитора компьютера.
Для снижения объема фотографий для просмотра на экране можно, конечно, снизить разрешение фотоснимков в настройках фотокамеры. Но может случиться так, что захочется поместить хороший снимок в полиграфическую продукцию, либо отпечатать в фотолабе. Бывают также случаи, может понадобиться только маленький участок фотографии, а не вся. Поэтому мы можем оставить настройки фотоаппарата в режиме высокого разрешения и просто кадрировать исходную фотографию большого размера, если размещаем ее в электронной публикации для экранного применения. Фото высокого разрешения никак не повредит. Наоборот, масштабируя фото на компьютере можно добиться его большей резкости.
Цели использования фотографий могут быть разными. Обычно фото нужно сделать информативным, ярким, умеренно контрастным. Но в некоторых случаях требуется, наоборот, затенение фотографий или их осветление. Это бывает нужно, если поверх фотографии пускается текст, например, заголовка. В этом случае фото можно слегка «приглушить» или «приподнять» по яркости. В первом случае по фото мы ставим светлый текст, а во втором – темный.


Рис. 7. Выбрана фотография для исходного фона заголовка статьи 





Рис. 8. Затенение фоновой фотографии для заголовка светлыми буквами

Рис. 9. Осветление фоновой фотографии для заголовка темными буквами


Бывают случаи, когда фотография получается сероватой, блеклой. Например, это случается, если съемка велась в пасмурный день в уличном освещении из-за облаков могут уменьшиться пропорции теплых и холодных цветовых тонов. Или, наоборот, фотография получилась весьма насыщенной из-за излишнего присутствия в освещении дополнительных ярких тонов. Иногда нужно поднять насыщенность старой выцветшей фотографии, либо приглушить тона на фото для стилизации ее под старинный снимок.
Временами фотография необходима, но ее сюжет может отвлекать читателя от наложенного текста или заголовка. В этом случае помогает легкое размытие фоновой фотографии или ее участка с наложенным текстом. Для этого в Adobe Photoshopимеются стандартные инструменты, называемые «Фильтрами».


Рис. 10. Пример размытия фоновой фотографии

Нужно помнить, что некачественное фото в вашей публикации, презентации, социальных сетях или на веб-страничке даже подсознательно вызовет у читателя ощущение о вашей непрофессиональности, небрежности и в других областях. И ощущение о провинциальности автора. Поэтому желательно доводить фото, которое Вы публикуете на всеобщее обозрение, хотя бы до приемлемого уровня.
В Adobe Photoshop имеется простой инструментарий из нескольких средств  для решения перечисленных проблем:
  1. Для поворота изображения на 90, 180 или 270 градусов или произвольно, а также для его зеркального отображения по вертикали или горизонтали воспользуйтесь командой в меню Изображение  Вращение изображения. Если Вам нужно только повернуть изображение на 90 градусов по часовой стрелке или против нее, просто воспользуйтесь системными средствами: зайдите в папку, где находится требуемое фото, подведите курсор мышки и нажмите правую кнопку мышки. В появившемся контекстном меню выберите одну из команд Повернуть по часовой стрелке или Повернуть против часовой стрелке.
  2. Для кадрирования изображения на Панели инструментов выберите инструмент Рамка.
  3. Чтобы провести минимальную ретушь фотографии, можно воспользоваться целым набором инструментов на Панели инструментовШтампЛассоВосстанавливающая кистьТочечная восстанавливающая кистьЗаплатка,Перемещение с учетом содержимогоКрасные глаза и некоторые другие – ведь ретуширование сродни рисованию. Мы фактически дорисовываем «испорченные» артефактами участки изображения. Правда, в Adobe Photoshop мы часто делаем это методом аппликации, потому что донорские заплатки на фотографии будут менее заметны, если они взяты с того же фото, при той же освещенности, тональности и качестве съемки.
  4. Для достижения нужной контрастности фотографии воспользуйтесь командой Яркость/Контрастность…  меню Изображение – Коррекция. Более гибкими являются команды Уровни…Кривые…Экспозиция... из того же меню. Эти команды вызывают появление диалоговых окон с настроечными регуляторами. Но иногда просто достаточно  бездиалоговоговых команд Автотон (<Ctrl>)<Shift>+Lили Автоконтраст (<Ctrl>+<Alt>+<Shift>+L) меню Изображение – Коррекция.
  5. Для того, чтобы довести вертикальный или горизонтальный размер фотографии до нужного достаточно воспользоваться командой Размер изображения… меню Изображение. Или просто нажать сочетание клавиш <Ctrl>+<Alt>+I, чтобы вызвать диалоговое окно Размер изображения… для масштабирования.
  6. Чтобы поднять или приглушить тона на фотографии, достаточно воспользоваться командой Цветовой тон/Насыщенность… меню Изображение – Коррекция.
  7. Чтобы слегка размыть изображение, достаточно воспользоваться фильтром Размытие по Гауссу… в меню Фильтр – Размытие.
  8. Чтобы поднять резкость слегка размытого изображения, можно попытаться воспользоваться фильтром Усиление резкости в меню Фильтр – Усиление резкости. Однако, неоднократное его применение приводит к возникновению зерна и ореолов вокруг контрастных деталей изображения.

В последующих подразделах рассмотрим перечисленный инструментарий и примеры его применения.

Вопросы для самоконтроля
  1. Какую роль играет фотография при оформлении электронных документов, презентаций, веб-страниц и блогов?
  2. По каким причинам автор может отказаться от того, чтобы включать какое-лиюо фото в документ?
  3. Назовите распространенные дефекты фотографий.
  4. Почему нежелательно загружать в Ваш документ фотографии большого объема?
  5. Каков рекомендуемый размер фото для полноэкранной заставки?
  6. Почему не следует снижать разрешение снимков в настройках фотоаппарата, а масштабировать выбранное фото уже на компьютере?
  7. Какими должны быть фотографии, которые Вы будете выбирать для фона на заголовки?
  8. Какие инструменты позволяют обрезать фотографию до нужных пропорций?
  9. Какими средствами Adobe Photoshop можно быстро повернуть фото на угол, кратный 90 градусов?
  10. Назовите инструменты, которыми можно воспользоваться для ретуши фотографий.
  11. Какими средствами мы можем настроить яркость и контрастность изображения?
  12. Каким образом промасштабировать фотографию?
  13. Назовите команду, с помощью которой мы можем поднять или уменьшить насыщенность изображения.
  14. Каким образом можно слегка размыть изображение?

Задания к теме
  1. Проанализируйте в фотоальбомах социальных сетей 5 фотографий для анализа качества. Составьте анализ каждой.
  2. Отберите среди своих фотографий фото, нуждающиеся в обработке.
  3. Для отобранных фотографий попытайтесь ответить на вопрос: какой инструментарий Adobe Photoshop потребуется для их доведения

1.3.6. Размер холста

Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел
Холст в Adobe Photoshop является рабочим пространство, отображаемым в окне изображения, с которым можно работать инструментами. Некоторые детали изображения, например, текст и графические слои, могут выходить за пределы холста, но "достать" до выходящих за эти пределы их частей мы не можем. Размеры холста можно увеличить или уменьшить, например, инструментом Рамка, но он работает на визуальном уровне. Точную попиксельную подгонку размеров холста можно сделать командой Размеры холста… меню Изображение. Клавиатурным эквивалентом этой команды является <Ctrl>+<Alt>+C. Это диалоговое окно выполняет только изменение размеров холста изображения и, в отличие от инструмента Рамка не может делать повороты изображения, изменение его пропорций и задавать разрешение изображения при печати. То есть, расстояние между любыми двумя пикселями после операции изменения размеров холста остается прежним.


Рис. 1. Диалоговое окно Размер холста

Диалоговое окно Размер холста содержит следующие элементы:
  • объем памяти, занимаемый текущим изображением (Текущий размер)
  • размер его холста (Ширина и Высота)
  • новый размер холста (Ширина и Высота)
  • кнопка для установки флажка Относительно
  • меню Расположение
  • выпадающее меню Фон
 Кнопка для установки флажка Относительно, что означает, что при нулевых значениях, указанных в текстовых окнах  нового размера, размер холста после операции не изменится. При указании отрицательных значений сторон в режиме Относительно произойдет их уменьшение. В режиме абсолютных длин сторон холста отрицательные значения не допускаются, но новый размер холста может задаваться, причем, как в большую, так и в меньшую по отношению к текущему размеру сторон. Единицы измерения длин сторон выбираются в падающем меню. Если они отличаются от пикселей, то реальное число пикселей определяется программой исходя из ранее установленного разрешения изображения, которое можно увидеть и изменить в диалоговом окне Размер изображения…
Текущие Ширина и Высота холста показываются в тех единицах измерения, которые указаны в выпадающем меню Новый размер.
Выпадающее меню Фон активно только для изображений, имеющих фоновый слой, и позволяет указать, в какой цвет нужно окрасить новые пиксели в этом слое. Окрашиваются (заполняются указанным цветом) только слои, являющиеся фоновыми, как это произойдет, если мы будем увеличивать размер холста изображения, хранящегося на диске в формате JPEG, в котором перед сохранением все слои должны быть слиты в один фоновый слой. Изображение же, хранящееся в формате PNG, не имеет фонового слоя. Если изображение не имеет фоновых слоев, на тех его новых участках всех слоев, которые образовались в результате увеличения холста, образуются прозрачные области.
Меню Расположение представляет собой интерактивную табличку ячейки 3х3. Оно действует следующим образом. Чтобы выбрать, в какие стороны будет наращен или с каких сторон урезан холст, необходимо кликнуть в клеточку, отстоящую от наращиваемых или, наоборот, урезаемых сторон. Клик по центральной клетке (как это сделано на иллюстрации выше) означает, что холст будет наращен или урезан (если мы уменьшаем размер холста) на одинаковую величину со всех сторон. Такое расположение установлено по умолчанию.
Ввиду важности команды Размер холста… рассмотрим ее действие на нескольких примерах.
Пример 1. Изображение с фоновым слоем необходимо окружить синей рамкой толщиной 40 пикселей.


Рис. 2.  Исходное изображение 800х684 пикселя

Зададим синий цвет заднего плана, кликнув на соответствующий образец в палитре Образцы с нажатой клавишей <Alt>.

Рис. 3. Выбор синего фонового цвета

Командой Размер холста… меню Изображение вызовем соответствующее диалоговое окно изменения размера холста и установим настройки, как в примере на иллюстрации ниже.


Рис. 4. Установки в окне Размер холста…

Поскольку 40-пиксельную новую зону надо создавать с обоих сторон изображения, установлен флажок Относительно, и дополнительный размер холста указан двукратно. 

Рис. 5. Результат

Пример 2. Холст изображение с фоновым слоем нужно увеличить на 100 пикселей справа и по 25 пикселей сверху и снизу, залив новые пиксели черным цветом.
Зададим цвета по умолчанию (нажмем клавишу D). Установится черный цвет переднего плата и белый –заднего. Поскольку черный цвет стал основным, переключим цвета, нажав клавишу X. Теперь фоновым стал черным цвет.

Рис. 6. Исходное изображение 800х494 пикселя


Рис. 7. Настройка диалогового окна Размер холста


Рис. 8. Результирующее изображение
Пример 3. Холст изображения 15х20 см разрешением 200 dpi нужно вместить в квадрат 15х15 см, оставив его верхнюю часть.

Рис. 9. Исходное изображение 15х20 см 200 dpi


Рис. 10. Настройки диалогового окна Размер изображения…

Нажатие кнопки OK приведет к появлению предупреждающего сообщения о том, что в результате обрезки часть изображения будет утеряна.

Рис. 11. Предупреждение программы о потере части изображения

Снова нажимаем OK.


Рис. 12. Результирующее изображение 15х15 см 200 dpi

Вопросы для самоконтроля
  1.  Объясните, что такое холст.
  2. Чем размер холста отличается от размера изображения?
  3. Как изменить размер холста?
  4. В каких единицах может измеряться размер холста?
  5. Чем кадрирование с помощью инструмента Рамка отличается от обрезки командой Размер холста...?
  6. Назовите элементы диалогового окна Размер изображения...
  7. Что означает падающее меню Фон?
  8. Что означает флажок Относительно?
  9. В чем разница работы с изображениями, имеющими и не имеющими фоновый слой при работе в диалоговом окне Размер холста...?
  10. Объясните назначение и действие меню Расположение.

Задания для самостоятельной работы
  1.  Увеличьте высоту холста выбранного изображения на 200%, оставив исходные пиксели внизу. Выполните это задание с изображением с фоновым слоем для красного фонового цвета.
  2. Создайте  белую рамку толщиной 4 пикселя вокруг еще одного выбранного изображения. Затем увеличь его холст еще на 200 пикселей, но уже с темно-сиреневым фоновым цветом.
  3. Примените команду Размер изображения... четыре раза, меняя каждый раз фоновый цвет и увеличивая последовательно каждую из сторон на 45 пикселей.
  4. Одновременно сделайте холст шире на 20% и уже на 10% в одной команде Размер изображения...

1.3.5. Задание цвета


Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел

В любой текущий момент в программе Adobe Photoshop всегда активны два цвета:
    • цвет рисования, или цвет переднего плана, или основной цвет
    • цвет стирания, или цвет заднего плана, или дополнительный цвет, или цвет фона
В ходе работы с программой эти цвета можно многократно переназначать. В Adobe Photoshop весьма многообразны средства работы с цветом. Рассмотрим распространенные.

Инструмент "Цвета по умолчанию"
"горячая клавиша" – D
Для установки черного основного и белого дополнительного цветов на Панели инструментов следует нажать на инструмент Цвета по умолчанию или нажать «горячую клавишу» D.

Инструмент "Переключение цветов переднего и заднего плана"
"горячая клавиша" – X
Для того, чтобы основной цвет стал дополнительным, в дополнительный – основным, на Панели инструментов нужно нажать на Переключение цветов переднего и заднего плана или нажать «горячую клавишу» X.

Диалоговое окно "Палитра цветов" (инструменты "Выбор основного цвета" и "Выбор фонового цвета")
Для прямого назначения основного и фонового цветов на Панели инструментов имеются кнопки Выбор основного цвета и Выбор фонового цвета, нажатие на которые вызывает одинаковые по виду и функциям диалоговые окна Палитра цветов.


Рис. 1. Палитра цветов

Главный визуальный элемент этого окна – трехмерная палитра, в которой вертикальная цветная линейка отражает цвета цветового круга и ползунком можно выбрать желаемое значение, а в квадратной области для выбранного цвета по вертикали меняется яркость (от черного до максимального для данной насыщенности), по горизонтали – насыщенность (от соответствующей градации серого до наиболее насыщенного). Центр окружности в квадрате показывает на текущий цвет. Курсором мышки можно выбрать другую яркость и насыщенность текущего цвета.
Цветная вертикальная линейка выбора цвета и квадрат выбора его яркости и насыщенности соответствуют цветовой модели HSB. Причем, значения переменных HS и B для данной цветовой модели отображаются справа в трех одноименных полях. Любое из этих полей можно редактировать. При этом автоматически будет изменяться положение отметок выбора цвета на палитре.
Двухцветный квадратик справа от вертикальной цветной полосы показывает цвет до вызова данного диалогового окна (внизу) и выбранный цвет (вверху).
Группа числовых полей, размещенная в правом нижнем углу диалогового окна, включая HSB, жестко связана с цветовой палитрой и синхронно меняется вместе с изменением положения регуляторов палитры. Эти числовые поля представляют выбираемый цвет в разных цветовых моделях.
Поле # отображает шестнадцатеричный код цвета и также может быть отредактирована. Этот код необходим для задания цвета на сайте, так как он может указываться вебмастером в качестве требований к изображению, либо сообщаться ему в составе соответствующих настроек веб-страницы.
Кнопка Добавить в образцы служит для добавления выбранного цвета в палитру образцов.
Кнопка для установки флажка Web-цвета используется, если мы готовим изображение в режиме индексированных цветов для подготовки файлов изображений, разрешающих индексированный формат, и, при этом, собираемся использовать стандартную палитру web.

Инструмент "Пипетка"
"горячая клавиша" – I
Основной и дополнительный цвета можно также задать инструментом Пипетка, как цветопробы. Для того, чтобы воспользоваться цветопробой нужно кликнуть Пипеткой в нужной точке изображения. Для задания фонового цвета нужно при этом нажимать на клавишу <Alt>.
  
Панель "Образцы"

Можно задавать цвета из палитры Образцы, подведя курсов мышки к нужному цвету. Курсор, при этом, должен приобрести вид пипетки. При этом появляется подсказка с названием цвета. Если кликнуть пипеткой по выбранной цветопробе палитры, этот цвет будет назначен основным. При нажатии клавиши <Alt> происходит выбор фонового цвета. Чтобы сохранить в палитре Образцы цветопробу текущего основного цвета, нужно подвести курсор к свободному месту этой палитры и, когда отметка курсора примет форму ведерка, кликнуть. В появившемся диалоговом окне можно задать название цвета. Это название будет появляться потом в желтом окошке подсказки при наведении курсова на эту цветопробу.
  
Рис. 2. Палитра Образцы при выборе цвета и при сохранении текущего основного цвета

Панель "Цвет"


Рис. 3. Панель Цвет

Действие панели Цвет такое же, как у палитры в диалоговом окне Палитра цветов.

Палитра Цвет
При этом в левом верхнем углу находятся стандартные кнопки для переключения выбора основного и фонового цветов.
В правом верхнем углу палитры Цвет находится кнопка вызова меню палитры, меняющее режимы и содержание окна.

Рис. 4. Меню палитры Цвет

Вопросы для самоконтроля
  1.  Сколько цветов используется одновременно в программе Adobe Photoshop?
  2. Что такое "основной цвет" и что такое "цвет фона"? Какие еще их названия существуют?
  3. Как действует кнопка Цвета по умолчанию?
  4. Как действует кнопка Переключение цветов?
  5. Как вызвать диалоговое окно Палитра цветов для выбора основного цвета? А как для выбора фонового?
  6. Какая цветовая модель используется в цветовой палитре в диалоговом окне Палитра цветов?
  7. Как работает инструмент Пипетка?
  8. Объясните, как работать с панелью Образцы. Как сохранять на ней образцы цвета (цветопробы)? Как ею воспользоваться для задания основного и фонового цветов?
  9. Поясните, как выбирать основной и фоновый цвета с помощью панели Цвет.
  10. Назовите способы задания цветов в программе.

Задание для самостоятельной работы
  1. Для выбранного изображения возьмите и сохраните образцы трех цветов, давая им названия.
  2. Задайте основной цвет оранжевым, а фоновый - темно-голубым.
  3. Сохраните эти цвета в палитре Образцы.
  4. Переключите основной и фоновый цвета.
  5. Установите стандартные (черно-белые) основной и фоновый цвета.
  6. Верните основной и фоновый цвета из сохраненных в пункте 3.

Рис. 5. Изображение для самостоятельной работы

1.3.4. Навигация по изображению



Предыдущий раздел 
К оглавлению
Следующий раздел
Adobe Photoshop – весьма сложная  программа, которую создали еще на заре персональных компьютеров и постоянно совершенствуют сотни специалистов из десятков институтов. И громоздкая во всех смыслах. Она занимает много оперативной памяти, его файлы занимают значительное место на носителях, ее операции часто требуют для своего выполнения ощутимых затрат времени и, наконец, она занимает много места на экране монитора. Учитывая, что экран монитора ограничен в плоском пространстве, и он, кроме окна обрабатываемого изображения, должен отображать еще меню, панели и другие элементы, для работы с нем желателен большой монитор с хорошим разрешением, который, однако, тоже не спасает от «проклятия» недостатка экранного места. Учитывая этот факт, Adobe Photoshop содержит соответствующие средства, помогающие нам ориентироваться во всем многообразии панелей и инструментария, помогая не заблудиться во всем этом.

Быстрое удаление панелей с экрана

Различные панели заслоняют изображение в то время, как они не нужны постоянно. Иногда надо только время от времени переключать инструмент или совершать краткие действия с Панелью слоев. В таком случае стоит запомнить несколько клавиш выбора часто используемых инструментов и пользоваться ими, не обращаясь к панелям и меню. А список клавиатурных сокращений можно просто напечатать на листке и повесить на стенку перед собой. Некоторые профессионалы даже делают сменные клавиатурные накладки, на которых отмечены подсказки по "горячим клавишам".
А панели, заслоняющие изображение, можно быстро убрать с экрана, нажав клавишу <Tab>. Повторное нажатие этой клавиши возвращает их на место.

Инструмент "Масштаб"клавиатурное сокращение – Z 

При работе с изображением часто приходится менять масштаб отображения изображения. Для этих целей имеется инструмент Масштаб, который позволяет увеличить обведенный ей участок изображения. Если им просто кликнуть по изображению, то программа увеличит зум изображения на один шаг. Если же нажать клавишу <Alt>, то Масштаб будет работать уже на уменьшения зума.

Быстрое изменение зума на один шагклавиатурные сокращения – <Ctrl>-+ и <Ctrl>-

Однако, не обязательно пользоваться только инструментом Масштаб для зумирования изображения. Для увеличения размеров изображения на экране на один шаг можно просто нажать <Ctrl>-плюс, а для его уменьшения нажать <Ctrl>+минус. Эти клавиатурные комбинации действуют также, если мы находимся в некоторых диалоговых окнах, например, в окне Уровни…Действуют они и в ходе работы с рядом инструментов, к примеру, при кадрировании изображения.

Панель "Навигатор"

В интерфейсе программы Adobe Photoshop присутствует панель Навигаторкоторая открывается одноименной командой меню Окно.

Рис. 1. По панели навигации легко понять, какая часть изображения отображается в окне 

На панели навигации отражается миниатюра изображения и красный прямоугольник, показывающий, какой его участок отражается на экране. Если навести курсор мышки на этот прямоугольник, курсор приобретет вид руки. Это позволяет перетаскивать прямоугольник по миниатюре, меняя положение области просмотра изображения на экране.

 
 
Рис. 2. При подведении курсора к красному прямоугольнику отображения курсор приобретает вид руки и позволяет его перетаскивать, меняя участок просмотра на экране

В нижней части панели Навигатор имеется регулятор масштаба, позволяющий зумировать изображение, а однократное нажатие на серый треугольничек слева или справа от регулятора, соответственно, уменьшает или увеличивает зум изображения на один шаг.

Инструмент "Смена вида"клавиатурные сокращения – F

Еще одно средство максимального освобождения экрана для просмотра изображения – кнопка Смена вида, которая находится внизу Панели инструментов и имеет "горячую клавишу" F, нажатие на которую последовательно переключает вид окна программы сначала из стандартного вида в режим во весь экран, когда из служебных элементов на экране остается только строка меню, при следующем нажатии убирается и меню, а еще одно (следующее) нажатие возвращает вид к стандартному.

Скроллинг

Для перемещения по увеличенному изображению, не вмещающемуся в окно отображения изображения, можно воспользоваться скроллинговыми линейками справа (для вертикального перемещения) и снизу (для горизонтального перемещения) окна изображения.

Инструмент "Рука"
клавиатурные сокращения – H

На Панели инструментов можно выбрать инструмент Рука, который позволяет перемещать изображения в окне. Переключаться в этот инструмент можно также «горячей клавишей» H.

Временное переключение на инструмент "Рука"
клавиатурные сокращения – пробел

Но для быстрого перемещения рационально воспользоваться клавишей <Пробел>. Дело в том, что любой инструмент (кроме режима набора и редактирования текста) временно, на период нажатия клавиши <Пробел> превращает его в инструмент Рука. Если отпустить клавишу <Пробел>, предыдущий инструмент снова вернется.

Вопросы для самоконтроля
  1.  Зачем нужны средства навигации в Adobe Photoshop?
  2. Как быстро освободить экран от панелей? И как вернуть панели на экран?
  3. Каким образом, пользуясь инструментом Масштаб увеличить масштаб изображения? А как уменьшить?
  4. Какие "горячие клавиши" следует использовать для изменения масштаба изображения на один шаг?
  5. Каковы функции панели Навигатор? Как с ее помощью передвинуть окно изображения на другой его участок или изменить масштаб?
  6. Что обозначает красный прямоугольник на миниатюре изображения в панели Навигатор?
  7. Каким образом убрать с экрана все панели, инструменты и меню программы и распахнуть окно изображения во весь экран? Как вернуть окно все к стандартному виду?
  8. Что такое "скроллинг" изображения и как он производится?
  9. Объясните действие инструмента Рука.
  10. Каким образом временно переключиться к инструменту Рука и как вернуться к предыдущему инструменту?

Задание на самостоятельную работу
  1. Выберите  откройте в программе достаточно большое изображения
  2. Проверьте действие клавиши <Tab>, которая должна убирать с экрана все панели программы.
  3. Увеличьте масштаб отображения изображения таким образом, чтобы его размеры существенно превышали размеры окна изображения. Для зумирования используйте все средства программы.
  4. Проверьте действие инструмента Рука.
  5. Переключитесь на другой инструмент, например, Кисть и проверьте, ка можно временно переключиться на инструмент Рука при нажатии на клавишу <пробел> и как возвращается прежнее состояние инструмента при ее отпускании.

Мои рекламные баннеры и заготовки Набор баннеров по федеральному проекту Три учебных курса по программам повышения квалификации по федеральн...